Чистая ПОТЕНЦИЯ

В Новом Манеже открылась 43-я ежегодная выставка московских театральных художников «Итоги сезона». В выставке принимают участие 76 столичных сценографов, показывающих свои постановки сезона 2005/2006 годов. Ольга ЕГОШИНА   Год 2006 театральный регистр явно отметил мрачными крестами: русский театр потерял двух выдающихся сценографов – Давида Боровского и Олега Шейнциса. И теперь не очень понятно, как будет жить цех театральных художников без своих мэтров, без людей, которые «держали планку». На выставке «Итоги сезона» представлен макет ленкомовской декорации Давида Боровского к «Затмению» по роману Кена Кизи.

Воплощение мечты сестры-фашистки Рэчид: прекрасный стерильный мир белоснежного кафеля, хромированных труб, стекла, пластика, сверкающего линолеума, поблескивающих телеэкранов – мир, где человек будет только «мешающим фактором» и источником беспорядка. Выставлен макет Олега Шейнциса к неосуществленной постановке «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева: лица людей с картин художников итальянского возрождения заполняют портал сцены, вглядываются в зрителей (такие лица больше не делают, той Вероны уже не существует). Музыканты уверяют, что чтение нот партитуры глазами дает удовольствие ни с чем не сравнимое – удовольствие воспринимать музыку в ее самом чистом, нематериальном виде. Для настоящих театралов рассматривание макетов и эскизов спектакля дает это же чувство «радости театра в самом чистом виде».

Театр, который никак не связан и не ограничен законами земного тяготения и физикой актера. Театр чистой потенции. В своих лучших работах сценографы создают игровое пространство смысла.

Такое, как в эскизах Сергея Бархина к «Похождениям» по «Мертвым душам» Гоголя (МХТ), к «Нелепой поэмке» Камы Гинкаса или к «Трамваю «Желание» Генриетты Яновской (МТЮЗ).

Рядом с работами мастеров Станислава Бенедиктова, Юрия Харикова, Станислава Морозова вывешены работы молодых сценографов. Интересно дебютировавшая Мария Утробина показывает эскизы костюмов к «Обломовщине» по роману Ивана Гончарова (Студия п/р Сергея Женовача) и к «Калеке с острова Инишмаан» Брайана Фрила (Центр им. Мейерхольда). На открытие собрались авторы работ, чтобы еще раз оценить свой труд в контексте процесса. Трудно представить себе десятки собравшихся режиссеров, бурно обсуждающих постановки друг друга.

Актеров представить себе за обсуждением коллег – тоже не получается. А вот цех художников продолжает жить по законам цеха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *