d-sound. Неинтеллектуальное искусство
14.02 2013 с 18.00 — первое исполнение в концертной программе выставки «Звучащее вещество» в Государственном Русском Музее.
Уникальный проект — перформанс, переплавивший в себе художественный концепт, и актуальные задачи современной музыки: художник, не имеющий музыкального образования, использует консерваторских музыкантов, как живые инструменты.
Музыканты максимально возможно отбрасывают профессиональное мышление, навыки и привычки, «вживаясь» в движения композитора, следуя его знакам, опираясь на «физическое» чувство инструмента. Живая рефлексия, звук, движения и … музыка!
Человека всегда привлекали и завораживали звуки, сначала звуки природы, потом появились простые музыкальные инструменты, следом за ними сложные, а вместе с ними и сложные музыкальные произведения, требующие записи для обмена звуко-музыкальной информацией между музыкантами и поколениями.
Из Википидии:
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась, и в современном виде она существует с XVII века.
Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, … и т.д.
Музыкальная грамота дала очень много для развития музыки, одновременно резко ограничив понимание ее сути, данного ей природой безграничного смысла.
Вся история музыкального 20 века демонстрирует попытки композиторов и музыкантов избавиться от кабалы нот, уменьшить степень диктуемой ими несвободы. От раннего джаза до академической современной классики музыканты по-разному вырываются за границы написанного нотного текста в области, которым нет, и не придумано записи. Современные композиторы дописывают пояснения словами, используют собственные, не общепринятые знаки…
И все равно, написанный текст остается лишь мертвым текстом, а его по-настоящему музыкальное исполнение целиком зависит от индивидуального, человеческого, талантливого (или не талантливого) прочтения…
А зачем? Конец 20, начало 21 века дает в наше распоряжение идеальные и абсолютные средства записи: аудио, видео… Раз исполненное авторское произведение, доступно всем в истинном и неповторимом оригинале, а музыкантам открываются широкие возможности для создания совершенно новых произведений, чутко и пластично выражающих моментальные состояния души. Произведениям, которые возвращают слушателя к источнику любой музыки, — звуковому многообразию, в котором каждый звук, также как в природе, несет никем не предписанный, нигде не прописанный, но неизбежно откликающийся в чувствах и эмоциях ЗВУК.
Не к этой ли цели стремилась музыка всех жанров последние 100 лет? Спасибо всем предыдущим композиторам, теоретикам музыки и музыкантам! Без наработанного ими колоссального багажа не могла бы возникнуть даже идея этого проекта…
* * *
Проект d-sound (непосредственный звук).
Художник-композитор, взаимодействуя с академическими музыкантами, создает музыкальное полотно при помощи постепенно сложившейся системы знаков, основанных на естественных движениях тела, выражающих звучащую в нем музыку. А также, при помощи предварительных пояснений, общих или, при необходимости, детальных. Каждая игра, в которой между участниками проекта возникает чуткое взаимопонимание, — это законченное неповторимое произведение.
Вместе с автором проекта, художником-композитором Игорем Баскиным, в настоящее время, в нем принимают участие Вера Кокорина – скрипка, Елизавета Панченко – фортепиано, Анастасия Фомичева – домра. Координатор Дарья Черкашина.
Слово «музыка» в названии проекта преднамеренно и обоснованно заменено словом «звук».
Но… Музыка зазвучит!!!