День влюблённых с «Трагической» симфонией Малера
театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»
Отметить день всех влюблённых «Трагической» симфонией Малера предлагает Большой зал филармонии. Здесь считают, что празднику плюшевых сердечек в последние годы сильно не хватает настоящего чувства. Спастись от засилья розового и ванильного можно 14 февраля на Михайловской улице, 2.
«Моя Шестая, кажется, снова оказалась твердым орешком, который не в силах раскусить слабые зубки нашей критики», — восклицает композитор в письме и продолжает: «Но ничего не стоит такая музыка, о которой слушателю нужно сперва сообщить, какие чувства в ней заключены, и, соответственно, что он сам обязан почувствовать! Нужно просто принести с собой уши и сердце и — тоже не последнее дело — добровольно отдаться рапсоду*. Какой-то остаток мистерии есть всегда даже для самого автора!»
*РАПСОД, рапсода, муж. (греч. rapsodos от rapto — сшиваю и ode — песнь) (ист.). У древних греков — бродячий певец, исполняющий отрывки из эпических произведений, искусно комбинируя их.
14 февраля, пятница, Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)
3-й концерт ШЕСТОГО абонемента «Страсти по романтизму»
Академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер – Александр ДМИТРИЕВ
МАЛЕР. Симфония №6 «Трагическая»
Годом больших Малеровских симфоний стал этот филармонический сезон. Серию открыл оркестр Консертгебау с Марисом Янсонсом, блистательно исполнив в ноябре Вторую симфонию Малера. Затем это же сочинение было представлено в другой выдающейся интерпретации — Заслуженного коллектива России симфонического оркестра филармонии и Юрия Темирканова.
На этот раз Шестая «Трагическая» симфония Малера прозвучит под управлением Александра Дмитриева и его коллектива, академического оркестра филармонии.
Шестая симфония создавалась на протяжении двух летних каникул — 1903 и 1904 годов. В это время Малер — директор Королевской оперы Вены, счастливый муж первой венской красавицы и отец крошечной дочери (в 1904-м — уже двух дочерей). Его музыка по-прежнему находит признание только у немногих знатоков, друзей-музыкантов.
Но он верит, что его время придет и продолжает писать, как только находит для этого время.
Вокальные миниатюры можно было писать «между прочим», но симфония требовала сосредоточенности. А это было возможно только во время летнего отдыха, когда композитор уединялся где-нибудь в глуши, далеко от забот театра и большого города. Последние годы это был Майерниг. Летом 1904 года он пишет оттуда своему младшему коллеге, будущему великому дирижеру и страстному пропагандисту его произведений Бруно Вальтеру в ответ на его письмо, в котором тот высказывается против программной музыки: «Моя Шестая готова.
Думаю, что я смог ! Тысячу раз баста!» Итак, новая симфония снова программна.
Несмотря на трагизм, музыка симфонии не пессимистична. Это рассказ о герое, который борется отчаянно. И гибель его не напрасна: своим примером он вдохновит тех, кто придет ему на смену.
Это — действительно герой, а не просто главный персонаж. Вот почему финал вызывает ассоциации с траурными частями бетховенских симфоний, полными суровой мощи и скорбного величия. Симфония была впервые исполнена 27 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.
(по мотивам публикации Л.Михеевой)