Деньги на сцену
Константин Райкин поставил пьесу Рея Куни Ольга ЕГОШИНА Новый сезон театр «Сатирикон» открыл премьерой пьесы Рея Куни «Смешные деньги». Константин Райкин поставил до сих пор не шедшую в России пьесу популярного английского комедиографа, чей «№13» обошел все театры бывшего СССР. Актеров театра Райкина нельзя упрекнуть в том, что они не старались, но именно старательность, с которой они играют, больше всего и помешала. Чуть-чуть сильнее, и юмор начинает напоминать передачу «Аншлаг». Феномен популярности второстепенного английского комедиографа Рея Куни в России впору изучать социологам.
Последние несколько сезонов отечественные театры живут под девизом: «каждой сцене – свой Куни». Замысловатые, энергичные, в меру пошловатые, его комедии вдруг попали в резонатор общественного вкуса, резко потребовавшего, чтобы было «погорячее». Пьесы Куни могут служить своего рода идеальным образчиком коммерческой комедии средней руки.
И любой театральный деятель, положив руку на сердце, может рассказать обо всех их очевидных недостатках. А, положив руку в карман, красноречиво указать на некоторые несомненные достоинства. Справедливо гордящийся финансовой успешностью «Сатирикона», Константин Райкин выбрал ранее не ставившуюся в России пьесу «Смешные деньги» и доверил роли двум актерским составам из числа «старой гвардии» театра.
Комедия положений – жанр, требующий почти музыкального чувства ритма. И безукоризненного вкуса. Чем сомнительнее анекдот, тем строже должен быть рассказчик.
История о клерке, нашедшем дипломат с сумасшедшими деньгами в свой день рождения, и вся вытекающая отсюда череда происшествий как раз относятся к таким сомнительным анекдотам.
Ритмом Константин Райкин владеет как мало кто в театре. И стремительный темп, заданный им «Смешным деньгам», – одно из главных достоинств спектакля. Со вкусом у труппы «Сатирикона» дело обстоит куда хуже.
Неоднократно замечено, что, как правило, начиная анекдот, рассказчик повышает голос, начинает строить рожи, размахивать руками. Боясь, что анекдот не произведет должного впечатления, он старается вовсю. Так и актеры очень часто считают, что комедию положений надо играть как драму, только на два тона громче, суетливее и ярче.
Маститые актеры «Сатирикона» старательно и с первой минуты «поддают жару». Они так «хлопочут лицом», что оторопь берет. И так кричат, что кажется, все внезапно и вдруг оглохли.
Актеров нельзя упрекнуть в недостатке старания, но именно натужная старательность, с которой они играют, больше всего и мешает. Чуть-чуть нажим, и юмор начинает напоминать передачу «Аншлаг, аншлаг!».
Зная Константина Райкина и его почти нечеловеческую страсть к совершенству, можно быть уверенным, что рано или поздно «Сатирикон» овладеет жанром комедии положений. Хотя стоит ли Рей Куни таких усилий – вопрос открытый.