Державный мюзикл

«Екатерина Великая» в Екатеринбурге Михаил МУГИНШТЕЙН   За державу теперь не обидно. По крайней мере, в музыкальном театре. Свердловский театр музыкальной комедии к своему 75-летнему юбилею выстрелил историческим блокбастером «Екатерина Великая».

Юбилейный экспонат впечатляет мощью и отливает золотом Российской империи.Державный мюзикл Передовая лаборатория легкого жанра (так называют театр еще с советских времен) на сей раз произвела салют из тяжелых пушек «времен Очакова и покоренья Крыма».

Очередная мировая премьера поймала время: грезы современной России о былом величии. Авторы золотого сна: музыка Сергея Дрезнина, пьеса Михаила Рощина и Александра Анно, стихи Александра Анно и Михаила Салтыкова. Постановочная команда (режиссер – Нина Чусова, дирижер – Борис Нодельман, сценографы – Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов, художник по костюмам – Павел Каплевич, хореограф Татьяна Баганова) эффектно переливает сон в реальное зрелище.

Это парад самых разных амбиций и аттракционов.

Когда-то одна знатная француженка (кажется, это была племянница Наполеона III) после развода с отпрыском династии Демидовых сказала приятельнице, что ощущение подлинного богатства можно получить только замужем за русским. Видимо, такое же чувство должен передать спектакль о замужестве и восхождении на престол огромной империи немецкой принцессы Софии Августы Фридерики фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, будущей императрицы Екатерины II. Ее правление было золотым веком державы, и постановка всеми силами и средствами поддерживает венценосный статус. Здесь есть все для презентации сорока персонажей (работает вся труппа): бесчисленные и богатые костюмы и парики, импозантная карета и гигантская кровать.

Размах впечатляет – под стать образу империи. Главное – помпезная многоэтажная конструкция (Зимний дворец – символ державы – лейтмотив спектакля). Она прочно встала на сцене оплотом власти этой зимней страны, которая так пленила юную принцессу своей снежной поэзией (пейзаж делают видеопроекции). Пятнадцатилетней Фридерике хорошо здесь. Ее захватывает бесконечность простора и снега.

Она истово играет в эту новую игру, но, став императрицей, чтобы выстроить здание власти, поймет ее тяжкое бремя. Замысел предполагает дать 50-летний срез русской истории – важнейшую для страны эпоху, которую творила выдающаяся женщина. Отсюда – главный ход драматургии: символический диалог порывистой, мечтающей о будущем девушки и величественной хозяйки империи, уставшей в конце жизни от непомерного груза содеянного.

Этот диалог ведут Мария Виненкова и Нина Шамбер. Виненкова приносит на сцену энергетику юности, неотразимость мгновенных решений. Она проживает каждый эпизод заново.

Собственно, спектакль начинает жить с ее появления: принцесса вместе с матерью приезжает в снежную страну и, выйдя из кареты, любуется ею. Лирический пик – ночная сцена с братьями Орловыми (Григорий – Владимир Алексеев, Алехан/Алексей – обаятельный Евгений Толстов), когда несчастная жена Петра III обретает, наконец, романтическое приключение и женское счастье. Песня Григория (основа – русский романс) и особенно колыбельная крестьянки павшим воинам (захватывающая экспрессия Ольги Клейн) – настоящие удачи композитора. Вообще, первое действие выгодно отличается от второго развитием содержательной истории: восхождение на трон и метаморфоза юности. Это интригует, в то время как второй акт (здесь тяжесть ложится на плечи Шамбер) демонстрирует набор комбинаций-клипов – пробег по известным фактам отечественной летописи: смена фаворитов, восстание Пугачева, знаменитое путешествие на юг России с потемкинскими деревьями и пр.

Шамбер достойно выдерживает этот пестроватый калейдоскоп пьесы и невероятный замес музыки (оперная классика и романс под гитару, фольклор и церковные песнопения, джаз и рэп, протяжная хоровая песня и эстрада). Царственной актрисе помогает монументальный образ дворца: он словно уравновешивает густо нафаршированный пирог «Екатерины Великой». От этого пирога каждый может отрезать кусок по вкусу – такого наши музыкально-театральные кулинары еще не пекли.

После Петра I (ему посвящена опера Андрея Петрова) на сцену взошла вторая великая фигура российской истории. Оба построили империю, ставшую сегодня ностальгическим прошлым и образом культуры. В отличие от Петра, опера не замахнулась на Екатерину.

Зато это сделал русский исторический мюзикл, рожденный в Екатеринбурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *