Дети подземки: мерсианская хроника
Марина ЗАБОЛОТНЯЯ Сколько их сегодня – неформалов, бегущих от социума, от семьи, от жизни. О них и идет речь в новом спектакле «Мерси» на большой сцене БДТ им. Товстоногова.
То, что новая драма у нас ставится преимущественно в подвалах, – дело привычное. А тут – прославленная сцена театра, с именем-брендом. Художественный руководитель театра Темур Чхеидзе на риск пошел, пригласив на постановку уже известного в России, засветившегося на «Золотой маске» режиссера Владимира Золотаря.
Касту потерянного поколения имел в виду Чхеидзе, предложив питерскому драматургу Игорю Шприцу написать современную историю по следам фильма Марселя Карне «Обманщики». «И если у Карне, – говорит Золотарь, – это история прожигателей жизни послевоенной эпохи», то у Шприца это «наша отечественная полуподвальная тусовка, маргинальные ребята, скрывающиеся в бункере, не желающие встраиваться в социум».
Автор сочинил печальную историю любви, по всей видимости, апеллируя к Шекспиру. Только Ромео здесь выпускник юрфака, а Джульетта флейтистка… И если вы подумали, что «Мерси» – акт благодарения, то это не совсем так. Это всего лишь кличка новой Джульетты, с детства мечтавшей о белом «мерседесе».
За нее ввязывается в драку студент и, убегая от милиции, попадает туда, где плесенью расползается эта самая «субкультура».
В бункере, как после ядерного взрыва, и живут эти молодые. Коммуна со своей «философией» свободы, мир с пофигистами, пафосно живущими за чужой счет. Перед нами жалкая вакханалия с танцами, воровством, шантажом, проституцией. С сексом в искореженной машине, застывшей посреди сцены памятником вечной, будто бы разбитой любви.
Мир без правил дает иллюзию свободы – той свободы, которая переиграет любого обманщика. Жизнь в режиме холостого хода, без обязательств, дружб ведет в тупик, в ловушку, в тот сумрачный лабиринт, откуда нет выхода.