Детям смотреть противопоказано

Мария ЗЕРЧАНИНОВА, специально для «Театрала», Париж–Гренобль   Робер Лепаж рассказал «своего» Андерсена Главным событием нынешнего Чеховского фестиваля обещают стать гастроли канадской театральной группы Ех Мachina, возглавляемой одним из самых талантливых режиссеров нашего времени Робером Лепажем. В Москве канадцы сыграют четыре спектакля, среди которых и «Проект Андерсен», поставленный Лепажем в Квебеке в 2005 году, году Ганса-Христиана Андерсена. Беря за основу две коротенькие и малоизвестные сказки Андерсена «Дриада» и «Тень», а также дневники датского сказочника, Лепаж сочиняет собственный текст, который исполняет сам, появляясь на сцене в двух главных и в нескольких бессловесных эпизодических ролях. Турне по Европе Ex Machina начала с Франции.

Родители, по недоразумению взявшие с собой детей, вскоре после начала спектакля покинули стены Дома культуры города Гренобля.

Такой Андерсен детям противопоказан. А вместе с тем он наивен и поучителен с первой же сцены. Кто здесь злой, кто добрый – ясно сразу. «Добрый» входит в черную кабинку для просмотра порнофильмов лишь для того, чтобы переодеться с дороги, и просит немедленно выключить изображение. «Злой», попав туда почти случайно, уже не в силах оторваться. Первый – либреттист, приглашенный из провинциального Монреаля в блестящий Париж для работы над оперой по сказке Андерсена, а второй – преуспевающий импресарио, куратор детских программ театра Опера Гарнье.

Но вот в какой-то момент из-под покровов легко узнаваемых сегодня типажей волей и фантазией Робера Лепажа начинают проступать персонажи андерсеновских сказок – мечтательная Дриада и жестокая Тень.

Спектакль строится из бесконечного количества телефонных разговоров и деловых встреч, в которых вершатся судьбы обоих героев. Звонки настигают его персонажей повсюду, принуждая сообщать самые свои интимные помыслы. Написание электронного письма, проецируемого на огромный экран, превращается в захватывающий спектакль, в котором честность сражается с привычкой к изворотливости. Мобильный телефон и компьютер не оставляют человеку права на тайну. Машина, подчиняющая человека, – одна из постоянных тем, волнующих Лепажа.

И если в его спектаклях использованы самые высокие технологии, они никогда не становятся самоцелью. Пусть удивительные трехмерные видеопроекции заменяют декорации, пусть порой непонятно, на что это больше похоже – на кино или на театр, прославленная мультимедийная подкованность Робера Лепажа служит старым добрым истинам.

Лепаж, этот дерзкий новатор, не гнушается, однако, пускать в дело расхожий литературный прием: чем глубже либреттист погружается в работу над сюжетом сказки, тем большее влияние она оказывает на его судьбу. Он уподобляется Дриаде, пожертвовавшей своим бессмертием ради того, чтобы увидеть Париж и провести хоть один вечер в сутолоке кафешантанов. Но жажда славы разрушает любовь и губит его.

Через эту сказку Лепаж подбирается и к разочарованиям самого Андерсена, провинциального детского писателя, искавшего в свое время в Париже признания и подавленного его равнодушием.

Стремительно меняя кожаную куртку постаревшего хипаря на фрак и цилиндр, Лепаж примеряет облик великого сказочника, подчеркивая скачок во времени резким перепадом сценических ритмов. Плавные движения, старинные платья, саквояжи писателя, которые разглядывает либреттист в копенгагенском музее, первые паровозы, музыка Грига, гравюры с видами Парижа – все, что принадлежало миру иных скоростей и утонченных отношений, вызывает в этом спектакле умиление и грусть. Прошлое завораживает режиссера.

Признаки современной действительности – злачные черные кабинки, граффити на стенах метро, источающие агрессию – наоборот, наводят страх и уныние. Лепаж не скрывает своих предпочтений. Тема времени ненавязчива, но очень важна ему в этом спектакле.

Вместе с тем Лепажу совершенно не свойственен пессимизм. Он не верит в обреченность театра в меняющемся мире, благосклонно смотрит на крушение национальных театральных школ, вовсю занят поиском языка, который был бы понятен зрителю любой культуры. Театральные идеи Лепажа могут показаться крамольными.

Так, он связывает будущее театра с торжеством актера, считая, что роль режиссера исчерпана. И, часто играя в своих постановках, Лепаж представляет собой актера тонкого и умного. Еще утверждает, что театр обязан быть развлечением и игрой не в меньшей степени, чем местом серьезных размышлений. «А где пренебрегают одним из этих элементов, там делают плохой театр», – говорит Лепаж в одном из интервью. Действительно, в «Проекте Андерсен» некоторые сцены смахивают на скетчи: «Француз, говорящий по-английски», «На приеме у собачьего психоаналитика».

Есть в нем место и едким шуткам на злобу дня.

Канадский театр не имеет многовековых традиций, он создается сегодня, открытый всем влияниям, переосмысляя опыт европейской и восточной культуры. Многие прописные истины воспринимаются там со всей свежестью. На вопрос о том, зачем зрители идут сегодня в театр, Лепаж как-то ответил: «Чтобы видеть в персонаже пережитую трансформацию, внутренняя перемена интересней всего».

Свежий взгляд на традицию, наивность и чистота в сочетании с острым чувством современности и изысканным оформлением – вот что такое «Проект Андерсен» Робера Лепажа.

Робер ЛЕПАЖ

Канадский актер, режиссер, создатель театра Ex Machina. Самые известные его спектакли – «Винчи», «Обратная сторона Луны», «Эльсинор» (авторский вариант «Гамлета», в котором он сам сыграл все роли), «Трилогия о драконах», «Опера нищих», участник крупнейших международных театральных фестивалей (Авиньон, Эдинбург, Международный фестиваль имени А.П.Чехова); кинорежиссер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *