Директор театра Красный факел Александр Кулябин
«Мы хотим стать стать лучшим театром России» Лариса КАНЕВСКАЯ В Новосибирске – активная театральная среда, в которой заваривается множество уникальных культурных событий. Театры этого города выстроил свое пространство. Среди его создателей – амбициозный «Красный факел». 15 марта его труппа начинает работу над новым спектаклем – «Гедда Габлер». Постановкой занимается молодой перспективный режиссер Тимофей Кулябин, сын директора театра Александра Кулябина.
Здесь семейный тандем имеет возможность реализовывать свои идеи, создавая тем самым благоприятную репутацию коллектива. О секрете успеха «Красного факела» «Театралу» рассказал Александр Кулябин. Я пришел в репертуарный театр из продюсеров, у меня было свое театральное агентство, своя антреприза, я делал спектакли и продавал их. В репертуарном театре мне работать интересней, в антрепризном очень узко, а здесь больше полета. Здесь полный комплекс производства спектакля.
Будущее – за таким театром.
О своей тактике
Я знаю, что директор спектакли должен продвигать, в хороших театрах не должно быть пустых залов, это стыдно. Если у нас не хватает для постановки «Гамлета» только самого Гамлета, а все остальное есть, мы его достанем. Мы все равно обходимся нашей труппой, а стороннего Гамлета будем привозить иногда, а потом будут интересные споры, кто лучше — приглашенная звезда или свой актер.
Мы вот не начинали «Маскарад», пока не договорились с Александром Балуевым, и только потом приступили к репетициям. Дублирует его наш актер Игорь Белозеров, и многие ходят на два спектакля, чтобы сравнить, и мнения у публики разные, потому что в итоге получились два разных спектакля. Это ведь очень интересно, когда в театре такой драйв, когда сравниваются разные школы.
О новых технологиях
Я не буду говорить об успешности театра, пусть нас так люди называют, но к нам приезжают учиться — вот недавно из Театра имени Ленсовета приезжала заместитель директора. У нас в театре все есть: и сайт, и собственная ежемесячная газета (кстати, в других новосибирских театрах тоже есть свои газеты), и оператор, и редакторы, и спецкоры. Мы применяем все новые технологии, у нас есть Интернет-продажа: можно в любой момент зайти на сайт и купить билет на любой наш спектакль за месяц.
Знаю, что не многие московские театры могут похвастаться он-лайн бронированием, а для нас это стало уже вещью естественной.
О контрактной системе
Уже девять лет театр работает по системе срочных контрактов. Например, ситуацию в Театре на Таганке мы считаем нонсенсом: Юрий Любимов не смог перевести труппу на контракт. Пока все обсуждают, мы работаем.
У нас есть молодые актеры, которые получают зарплату по контракту, больше, чем народные артисты Советского Союза (значит, так работают). И все творческие работники также переведены на эту систему. Согласно уставу, всю ответственность за деятельность театра несет директор, и только он имеет право подписи.
Есть у нас еще и совещательный орган — художественный совет, так что самые сложные вопросы выносим туда. Там обязательно присутствуют три возрастных поколения, чтобы была объективность. Но он также не выборный, а назначаемый директором.
Театр – это нескончаемый спектакль, главным режиссером которого являюсь я. Чем хорош автономный театр: я могу придумать и заменить любую должность той, которая нам нужна в настоящий момент.
О текучке кадров
От нас раньше уходило много актеров: в столичные театры, в сериалы, в большое кино, и это, как правило, было безвозвратно. Как только «Красный факел» приезжал в Москву на фестивали, так трех-четырех ведущих актеров не досчитывался. Для московских театров омские и новосибирские театры давно стали кузницей кадров. Потом у нас появилась идея организовать свой собственный фестиваль «Ново-сибирский транзит». Он охватывает три региона: Урал, Сибирь и Дальний Восток.
У проекта есть свой полноценный сайт со всеми новостями. В общем, благодаря этой акции, нам удается убедить молодое поколение реализовываться здесь, у себя на родине.
О сотрудничестве
В Новосибирске есть свой Совет директоров театров. Мы дружим, ходим на все премьеры друг к другу, встречаемся, советуемся. В какой-то момент мы поняли, что можем еще и ездить друг к другу на гастроли. Мы уже были в Томске, Барнауле, Красноярске и Иркутске по пятнадцать дней. На следующий год мы меняемся гастролями с Театром имени Ленсовета.
Все это проходит благодаря грамотной государственной политике и при поддержке властей. Новокузнецк, Кемерово, Барнаул и Томск вообще сделали круговые обменные гастроли — они по семь дней играли свои спектакли в другом городе. Каждый театр выехал на двадцать один день, и в каждом городе зрители посмотрели ровно двадцать один спектакль других театров.
Гастроли новосибирского театра «Глобус» и Красноярского драматического тоже были обменными: по десять дней друг у друга. Вот что такое Сибирь: мы все друг друга знаем, и все легко у нас решается.
О планах
У «Красного факела» есть одна амбиция: стать лучшим театром России. Сейчас мы пока — один из лучших периферийных театров, а нам хочется стать лучшими во всей России.