Дирижер-обладатель «Бриллиантовой дирижерской палочки» на сцене Филармонии

театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»

в Брауншвейге, жил близ Любека и умер от моровой язвы через 50 лет после рождения. Известны его символы, сохранившиеся на надгробии: сова (Eule) — символ мудрости и зеркало (Spiegel). Тиль стал героем бытовых рассказов о забавных хитростях и проделках, остроумных ответах и плутовстве. Он дурачил всех: ремесленников и торговцев, дворян, попов и профессоров и неизменно выходил сухим из воды. «Народная книга» о Тиле Уленшпигелевоплощении неумирающего духа немецкого народа — пользовалась огромной  популярностью и была переведена на многие языки.

Широкой публике Тиль Уленшпигель известен во многом благодаря бельгийскому писателю Шарлю де Костеру, превратившему его в борца  за независимость фламандского народа в XVI веке.

        Штраус не стремился к такому  переосмыслению народного образа; он видел в Тиле не просто ловкого плута, но «героя, презирающего людей потому, что он их, в сущности, любит». А французский писатель и музыковед Ромен Роллан неожиданно обнаружил сходство между Тилем и его творцом. Познакомившись со Штраусом, он увидел в нем черты, «которые присущи уроженцам Мюнхена, южной Германии, а именно — традиционную склонность к шутовству, парадоксам и сатире, характер избалованного ребенка или Тиля Уленшпигеля».

        Гайдновская симфония «Сюрприз» — одна из самых известных среди сотни с небольшим симфоний этого композитора. 94-я по счету, симфония «Сюрприз» — одна из знаменитых шести Лондонских симфоний Гайдна. История их возникновения связана с обстоятельствами жизни 60-летнего знаменитого композитора, закончившего свою 30-летнюю службу у князя Эстергази, к которому явился английский антрепренер, известный скрипач Джон Питер Саломон и заключил с ним на очень выгодных условиях контракт на гастроли в Лондоне.

Характерными чертами Лондонских симфоний стали картины народного веселья, обилие танцевальных ритмов и юмористических штрихов, вариации на темы подлинных народных песен или тем, сочиненных  в народном духе.

        В завершении вечера дирижер представит на суд петербургской публики симфоническую поэму «Эпизод на маскараде» польско-белорусского композитора Мечислава Карловича, чья жизнь трагически оборвалась в 1909 году при альпинистском восхождении на вершину. Петербургские слушатели первыми в России оценят своеобразие этого сочинения.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *