Дмитрий Булгаков и Роман Минц о фестивале «Возвращение»
Первый фестиваль камерной музыки «Возвращение» состоялся в январе 1998 года, и с тех пор ежегодно проходил в рождественские дни в Московской консерватории. Участники фестиваля — лауреаты международных конкурсов, частые гости на лучших площадках мира, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора российских, европейских и американских вузов.
Одна из главных задач, которые ставит перед собой фестиваль — возвращение талантливых музыкантов на Родину, и это во многом определило философию и сложившийся за эти годы формат фестиваля. Фестиваль традиционно проходит в Москве в начале января, поскольку именно на новогодние каникулы съезжались в Россию студенты престижных европейских музыкальных вузов — бывшие выпускники Гнесинки и Московской консерватории. Из желания бывших однокашников сыграть что-то снова вместе и родился зимний фестиваль камерной музыки, который называется «Нomecoming».
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей интервью с основателями и художественными руководителями «Возвращения» Дмитрием Булгаковым и Романом Минцем.
С тех пор, как классическая музыка перестала быть духовной пищей всей страны в рабочий полдень, она медленно, но верно переходит в разряд удовольствий для гурманов, а ценителей камерной музыки, кажется, и вовсе можно заносить в Красную книгу. Как Вы думаете, что нужно для того, чтобы повернуть этот процесс вспять, — и что нужно, чтобы фестиваль камерной музыки был успешным?
Дмитрий Булгаков: Не думаю, что классическая музыка, в особенности камерная, когда-либо являлась духовной пищей для широких народных масс.
Камерная музыка не создана для толпы и, с этой точки зрения, полный Малый зал консерватории — более чем достаточная аудитория для этого жанра. Каждый день в Москве проводится несколько камерных концертов, а значит, интерес к «домашнему музицированию» есть. Что можно сделать для того, чтобы пропагандировать этот вид музыки? Больше уделять внимания камерному ансамблю в школе, проводить достаточное количество качественных конкурсов в этой дисциплине, а «большим музыкантам» не бояться ставить серьезную камерную музыку в свои программы.
Фестивалю «Возвращение» уже 16 лет. Кто ваша публика? Это узкий круг людей, «страшно далеких от народа» — или приток свежей крови все-таки год от года происходит?
Д.Б.: Приток происходит каждый год. В зале много студентов, и мы стараемся сделать так, что бы все пришедшие на концерт студенты и школьники смогли «просочиться» в зал.
Наша публика разная и по возрасту, и по своей профессиональной принадлежности, но я бы сказал, что наша публика — это настоящие меломаны, люди, которые стремятся услышать и понять.
Престижность музыкального образования и, соответственно, профессии музыканта сейчас сильно упала по сравнению с нашим недалеким советским прошлым.
Зачем идут заниматься музыкой сейчас?
Д.Б.: Я не могу согласиться с этим утверждением. Не думаю, что уважение к профессии сильно упало. Главным мотивом занятий музыкой должна быть любовь к этому виду искусства.
Сначала со стороны родителей ребенка, а потом уже это чувство аккуратно (в идеале) прививается ребенку. Любовь и интерес. Музыкой должно быть интересно заниматься. У всех ли это получается? Нет, конечно.
Но и хороших музыкантов тоже не слишком много.
Что касается денежной мотивации (если считать это одним из аспектов престижности), то, как мне кажется, будущему музыканту надо попытаться объяснить как можно раньше: музыка может прокормить, но она вряд ли сделает из тебя очень богатого человека. Для этого существуют другие профессии. В которых ты, однако, будешь лишен некоторых бесценных вещей, которые легко способна дать тебе музыка.
В наше нестабильное переменчивое время ваша поистине английская приверженность однажды заведенным традициям не может не воодушевлять.
Одна из традиций — это проверенная годами структура фестиваля: три тематических концерта и четвертый традиционный «Концерт по заявкам» исполнителей. Что мы услышим на концертах 16-го «Возвращения»? ?
Роман Минц: Да, мы любим поддерживать нами же созданные традиции. В этом году мы представляем публике три концептуальные программы: «Путевые заметки» (музыка, написанная под впечатлением от путешествий), «Война» (музыка, сочиненная во время войн) и «Исход» (концерт посвящен композиторам-эмигрантам, в нем будет исполнена музыка, написанная непосредственно до или сразу после отъезда).?
Первый концерт, которым откроется фестиваль 6 января, построен по нашему любимому принципу: рядом с такими классическими, во всех смыслах этого слова, произведениями, как «Годы странствий» Листа, «Воспоминание о Флоренции» Чайковского и «Скарамуш» Мийо прозвучат редко исполняемые пьесы «Вечер в Грузии» Ипполлитова-Иванова и «Улла в Африке» для квартета саксофонов Хайнера Виберны, а произведение финского композитора Кайи Саариахо «6 японских садов» для ударных и живой электроники прозвучит в России впервые. ?
Концерт 8 января, который получил название «Война», представит очень широкий временной диапазон в музыке: от Бетховена до Шостаковича. Мы предоставляем слушателю возможность решить самому, каким образом соотносится творчество с тем, что происходит за окном. В концерте прозвучит музыка Бетховена, Шумана, Жоливе, Яначека, Шостаковича.?
Программа концерта «Исход» (10 января) почти полностью — за исключением Шопена — состоит из произведений эмигрантов XX века, столь богатого чудовищными событиями, которые вынуждали людей покидать свою родину навсегда.
Это и русская революция, и зверства нацистов, и обе мировые войны. Каждый композитор — а в программе прозвучат произведения Шопена, Мийо, Хиндемита, Метнера, Рахманинова — реагировал на собственный исход по-разному, хотя, возможно, слушатель и обнаружит в некоторых сочинениях определенное сходство.?
А завершит фестиваль 12 января традиционный «концерт по заявкам» исполнителей, в котором, как всегда, все играют «кто во что горазд» — то есть, что хотят и любят.
Эта программа как нельзя более ярко показывает, насколько мы все разные и какие у нас разные вкусы.
Одним их центральных событий концерта, без сомнения, должен стать Квинтет Танеева — огромное, монументальное сочинение, которое пока еще незаслуженно остается в тени других сочинений этого жанра, Шумана или Брамса, например. Во втором отделении концерта найдется место и авангарду (в нем прозвучит, в частности, соната Суслина для виолончели и ударных), и джазу (Addendum Чика Кориа, Джаз-Сюита Мартину) и, конечно, премьере: в этом году это будет миниатюра Леонида Десятникова.
Изначально она была написана для балета «Утраченные иллюзии», но не вошла в окончательный вариант, пролежала два года «в столе» у композитора, а затем была подарена нам, за что автору большое спасибо!
Беседовала Полина Харитонова