До Апокалипсиса включительно

Ольга ЕГОШИНА   Из 319 постановок экспертный совет по драме выбрал 21 спектакль в афишу «Золотой маски» Лев Толстой был уверен, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Театральные сезоны отличаются таким разным выражением лица, что даже самые опытные деятели не берутся предсказать: где что неожиданно прорастет, где что порвется. После долгого затишья работ для номинации «Новация» на этом фестивале парад имен. Десятиминутный спектакль «Апокалипсис» рассчитан на одного зрителя, который может услышать и увидеть инсценировку библейского текста, сделанную главным креативщиком нашего театра – Ильей Эпельбаумом. Световое инженерное шоу «Триада» театра «ЧерноеНЕБОбелое» соседствует с подчеркнуто «рукодельной» постановкой «Господин Кармен» Русского инженерного театра.

Его создатели Максим Исаев и Павел Семченко примерили новое амплуа – рыжих клоунов, агрессивных, бесшабашных, с радостью делающих что-то непозволительное. Они с упоением то шинкуют розу, как петрушку, то выжимают в стакан с вином половую тряпку. Поиграв в слова, стерев всех «Кармен» и всех «Хосе», неутомимые клоуны перерезают веревочки. «Песни дождя», по определению постановщика Игоря Григурко, – спектакль-телосозерцание по мотивам светской поэзии Далай-ламы IV. Под пение-рассказ сказительницы молодые актеры театра «ЧелоВЕК» показывают вереницы любовных историй: счастливых и несчастных. Танец-битва приходит на смену любовному треугольнику.

Прекрасные тела сплетаются, перетекают друг в друга, видно, как вибрирует каждая мышца. Головоломные цирковые трюки выполняются с такой естественной легкостью, что кажутся элементами какого-то древнего ритуального танца.

После нескольких пустых сезонов радует кукольная программа фестиваля. Тут и не в первый раз приезжающие на «Маску» абаканский театр «Сказка» («ATHANATOMANIA») и Театр кукол из Пензы («ЗАБЫТАЯ СКАЗКА»). И новые имена: Театр актера и куклы Республики Саха из Нерюнгри («Человек») и петербургский театр «Кукольный формат» (спектакль «Всадник CUPRUM»).

Традиционно сильна программа спектаклей малой формы.

Из шести наименований – три столичных. Похоже, что основная борьба развернется между «Лестничной клеткой» маститого Юрия Погребничко (театр «Около дома Станиславского») и спектаклем «Когда я умирала» молодого Миндаугаса Карбаускиса (Театр-студия п/р Табакова). Из спектаклей провинции любопытен «Король умирает» Э. Ионеско (омский Театр драмы).

Среди спектаклей большой формы несколько особняком стоит работа Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», завершающая трилогию по рассказам Чехова на сцене ТЮЗа. Кама Гинкас поставил ясный, сильный, мудрый спектакль о самом страшном – о жизни, из которой сам человек вычеркнул смех и радость, нежность, закаты, старую вербу на берегу реки и саму реку с ее барками и берегами. Москва представлена спектаклями «Ричард III» «Сатирикона», «Дядей Ваней» «Табакерки» и «Мещанами» МХТ.

Из привезенных спектаклей особого внимания заслуживает «Макбет» Э.Ионеско в якутском Саха театре им П. Ойунского.

Откроется 11-я «Золотая маска» легендарным спектаклем «Братья и сестры» питерского МДТ – Театра Европы. В этом году спектакль, ставший чудом и гордостью русской сцены, празднует свое 20-летие. Заданный Львом Додиным уровень даст своего рода шкалу оценок номинантам нынешней «Маски».

И поможет осознать тот простой факт, что театральное пространство отнюдь не исчерпывается масочной афишей и рамками последнего сезона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *