Драматург и писатель Валентин КРАСНОГОРОВ

«У писателей пропадает стимул работать в жанре драмы» Андрей МОРОЗОВ   В Петербурге создан новый творческий союз – Гильдия драматургов. О том, для чего она нужна, председатель Гильдии, известный драматург Валентин Красногоров рассказал корреспонденту «Театрала». — Валентин Самуилович, кажется, от нелегкой жизни создается гильдия?

— Жизнь драматургов никогда не была легкой, но сейчас наступило время, когда все осознали, что нужно что-то делать. Причин для создания Гильдии несколько, трудно сказать, какая из них главная. Петербургским писателям всегда были свойственны высокая культура, серьезность поднимаемых тем, техническое мастерство и тонкое понимание сцены. Ныне они серьезно обеспокоены происходящим в театрах. Ведь именно драматургия формирует, в конечном счете, культуру и мировоззрение десятков миллионов зрителей.

Однако в последние годы наблюдается ослабление внимания театров к своему первоисточнику. Современная драматургия уходит из репертуара. На сценах ставится преимущественно сильно искаженная классика, которая «уравновешивается» поверхностными пьесами западных авторов.

Отсутствие должной театральной культуры и мастерства компенсируется избытком нецензурной лексики и непристойных сцен. Роль литературы в театре неуклонно снижается. Театр перестает отображать современную жизнь (а именно это хочет видеть зритель), превращается в музей.

Выпадение современных пьес из репертуара объясняется вовсе не отсутствием качественной драматургии, как это часто утверждается, а множеством субъективных и объективных причин.
Цели нашего нового творческого союза: поворот театра к современности, пропаганда современной драматургии, защита творческих и материальных прав театральных авторов, привлечение новых творческих сил в драматургию.

— Гильдия будет выполнять функции агентства?

— Нет, но мы будем взаимодействовать с РАО и другими организациями с целью усиления механизма защиты авторских прав и пропаганды современной драматургии. 

— Сколько человек в новом объединении?

— Около тридцати.

— Есть ли молодые драматурги?

— Мало.

— По какой причине?

— Понимаете, когда перестают ставить, у писателей нет стимула работать в этом жанре литературы. Драматурги начинают уходить в прозу, писать повести, рассказы, и делают это вполне успешно. Например, известный драматург Борис Голлер получил недавно премию имени Гоголя за прекрасный роман «Возвращение в Михайловское».

Но театр от этого теряет. Понятно, что никто не обязан ставить современные пьесы, но ведь театры даже читать их не хотят, они не отвечают на письма и вообще отказываются общаться с тобой. Неудивительно поэтому, что все разговоры об отсутствии современной драматургии на деле являются пустой болтовней.

— Гильдия уже существует юридически?

— Придать ей юридический статус можно в любой момент. Пока же мы сконцентрировали внимание на творческих и организационных задачах. За короткое время уже многое успели сделать: сформирован банк пьес, насчитывающий около 200 названий, создан сайт Гильдии, разработан проект возрождения современной драматургии и возвращения ее на сценические площадки.

Важным этапом этого проекта стали артистические читки пьес членов Гильдии. Первым театром города, осуществившим эту идею, стал Молодежный театр на Фонтанке под руководством Семена Спивака. Читка пьесы талантливого драматурга Олега Ернева имела большой успех и стала заметным театральным событием города.

— Есть ли аналогичное объединение в Москве?

— Нет, мы первые в России. Мы очень бы хотели, чтобы драматурги Москвы и других городов последовали нашему примеру, и чтобы, в конце концов, мы пришли к созданию Гильдии драматургов России, ведь они существуют во многих цивилизованных странах. Во Франции, к примеру, такое объединение функционирует двести лет, очень сильные союзы театральных авторов успешно действуют в США, Канаде, Англии, Германии, скандинавских странах и даже в Марокко.

— А если коллеги в Москве не поддержат вас?
— Уверен, что они понимают преимущества объединения и осуществят его. Более общая задача — защита прав драматургов: юридических и творческих. Они нарушаются ежедневно, ежечасно и повсеместно. На Западе у некоторых гильдий драматургов есть коллективные договора с союзами театров.

Согласно этим договорам, театры обязуются платить авторам не меньше определенной суммы.

— А у нас не платят?

— У нас иногда драматургу навязывают унизительные условия, и в одиночку ему трудно противостоять нажиму театра. Кроме того, его произведения иногда еще и воруют.

— Как такое происходит?

— Очень просто. Например, берут пьесу, меняют название, ставят другое имя автора, или вообще не ставят, и – начинают играть. Это характерно не только для провинции, но и для столиц.

Если авторы и узнают об этом, то доискаться правды почти невозможно. Существующее законодательство в области авторского права очень несовершенно. Попытка призвать к порядку создателей пиратских постановок в других странах, например, в Казахстане или в Украине, сталкивается с еще большими затруднениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *