Дуэт Надира и Зурги на сцене Дома музыки
Появление в афише таких отдельно взятых певческих имен, как Василий Ладюк или Дмитрий Корчак, уже само по себе давно вызывает у отечественной публики прилив повышенного слушательского энтузиазма. И это вовсе неспроста: это абсолютно закономерно и резонно! Конечно же, одни меломаны в большей степени боготворят тенора Дмитрия Корчака, другие — баритона Василия Ладюка.
Когда же эти имена появляются в афише одновременно, отнюдь не беспочвенный энтузиазм и той, и другой части публики неизбежно превращается в аншлаг: именно подобное в начале третьей декады декабря можно было наблюдать в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Этот концерт прошел в рамках тематического цикла «Звезды оперы XХI века» и был посвящен памяти В.С. Попова, ведь оба названных певца свое профессиональное вокальное образование получили в Москве, в Академии хорового искусства, которая была основана этим выдающимся музыкантом и которая впоследствии, после ухода из жизни В.С. Попова, стала носить его имя.
Примечательно, что оба исполнителя свои первые шаги делали на сцене столичной «Новой Оперы», а сегодня они — просто редкие гости в Москве, ибо география мировой востребованности этих певцов весьма и весьма обширна.
Дмитрий Корчак — обладатель лирического тенора, хотя и достаточно плотной вокальной фактуры. Чуть более года назад мне уже представлялся случай рецензировать его прошлый сольный концерт в Москве. Однако несмотря на то, что и на московских выступлениях Василия Ладюка мне доводилось бывать неоднократно, так сложилось, что до настоящего момента случай более-менее обстоятельно откликнуться на них мне просто не подвернулся.
Именно поэтому, пользуясь представившейся возможностью, о Василии Ладюке, обладателе удивительного по красоте лирического баритона, уместно будет сообщить несколько дополнительных сведений. После окончания аспирантуры в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, свои оперно-вокальные данные он совершенствовал на мастер-классах известных специалистов оперных театров Европы и Америки ( он – приглашенный солист Большого театра России.
Его репертуар, а также география международных ангажементов постоянно расширяются.
На обсуждаемом концерте в ММДМ место за пультом оркестра – Национального филармонического оркестра России – занял Михаил Агрест. И стоит отметить, этому дирижеру удалось провести весь вечер на очень дружественной по отношению к певцам музыкальной волне: он подавал их ярко, выигрышно, эмоционально выпукло.
Да и сами певцы были в явном «ударе», так что каждый исполненный ими номер встречался под шквал аплодисментов. Высокую ноту происходящему сразу же задало на редкость удачное для отечественных концертных подмостков прочтение увертюры к россиниевской «Золушке». Последовавшая затем ария Дона Рамиро из нее в интерпретации Дмитрия Корчака эйфорию прелюдии несколько отодвинула назад: в который раз пришлось убедиться, что Россини – композитор, находящийся за рамками природных возможностей голоса певца!
На первый взгляд, все было замечательно, но изящности, легкости, подвижности голоса и свободы в высокой тесситуре эта трактовка так и не продемонстрировала: в отличие от искусной, это была типичная искусственная, с признаками очевидных усилий, вокализация. Между прочим, тот же эффект наблюдался прошлым летом и на фестивале в Пезаро, где Дмитрий Корчак выступил в партии Озирида в «Моисее в Египте» Россини.
Поистине роскошным «ответным ходом» стала сцена и ария Ричарда из первого акта беллиниевских «Пуритан» в исполнении Василия Ладюка, но сей ответ выдался явно «несимметричным», ибо ария Дона Рамиро была исполнена, включая и быструю часть, а в арии Ричарда быстрая часть «Bel sogno beato» оказалась опущенной.
Впрочем, это не упрек певцу, а пожелание, чтобы традиционный для итальянской оперы первой половины XVIII века блок «сцена плюс двухчастная ария» в концертах исполнялся бы без купюр… Но как бы то ни было, эта трактовка Василия Ладюка продемонстрировала такую упоительную кантилену, такую богатую тембральную палитру его голоса, такую зрелось настоящего чувства в опере бельканто, что просто ничего не оставалось делать, как воскликнуть: «Bravo, signor Baritono!» Если вспомнить о первоначально французских корнях «Сицилийской вечерни» Верди, то можно сказать, что увертюра к этой опере и открыла французский раздел программы: после нее сначала прозвучали сцена и знаменитый романс Надира из «Искателей жемчуга» Бизе, затем – сцена смерти Валентина из «Фауста» Гуно, а в завершении первого отделения тенор и баритон исполнили не менее знаменитый дуэт Надира и Зурги всё из той же оперы Бизе.
Этот вечер показал, что французским изысканным стилем оба исполнителя владеют просто изумительно. Я вспоминаю Надира, созданного Дмитрием Корчаком еще на сцене «Новой Оперы», и мои воспоминания – самые что ни на есть приятные.
Романс этого персонажа, услышанный сейчас, лишь воскресил былое, но нельзя не отметить также и то, что нынешняя трактовка приобрела черты зрелости уже опытного, сформировавшегося певца, при этом французская мелодическая кантилена стала захватывать в свой сладостный плен, кажется, еще более всепоглощающе. К слову, в октябре этого года, в конце нынешнего сезона (сезона 2011/2012) Дмитрия Корчака ждут «Искатели жемчуга» на сцене прославленного неаполитанского театра «Сан-Карло», где ожидается, что он выступит в весьма приятной компании с Патрицией Чьофи (Лейлой), Дарио Солари (Зургой) и дирижером Габриэле Ферро. Если романс Надира стал прекрасным французским сувениром, сотканным из музыки, а сцена смерти Валентина предстала очень стилистически тонкой психологической зарисовкой, то дуэт Надира и Зурги может претендовать на роль самого настоящего лейтмотива всего концерта: недаром в конце вечера он был исполнен на бис! К сожалению, Василия Ладюка в постановке «Искателей жемчуга» в «Новой Опере» я не слышал, тем радостнее встреча с ним в этой партии оказалась для меня сейчас. Надо сказать, что на сегодняшний день голос этого исполнителя уже вполне можно назвать баритоном лирико-драматическим: это показали трактовки и партии Ричарда из «Пуритан», и партия Зурги.
Нарастив вокальную плоть, «мясистость», а также увеличив объемность и полетность, этот голос не утратил своего главного – своего романтического очарования: лирические краски в нем по-прежнему преобладают.
Второе отделение было всё сплошь итальянским. Оркестр сыграл увертюры к операм «Дон Паскуале» Доницетти и «Набукко» Верди. Василий Ладюк исполнил каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и арию Альфонса из оперы Доницетти «Фаворитка» (в итальянской редакции). Дмитрий Корчак спел романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти и арию Герцога Мантуанского из «Риголетто» Верди.
Кроме этого, в программе второго отделения прозвучали два дуэта – дуэт Графа Альмавивы и Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и дуэт Неморино и Белькоре из «Любовного напитка» Доницетти. Переходя к «разбору полетов» итальянского отделения, следует сразу отметить, что, в целом, и оно оставило вполне приятное впечатление. Наконец-то в романсе Неморино Дмитрий Корчак почувствовал себя, как рыба в воде, да и ария Герцога в его исполнении прозвучала на этот раз значительно удачнее, чем в прошлый раз, но, опять же, речь идет исключительно о медленной части этой арии: и тогда, и сейчас стретта была купирована. В связи с этим нельзя также не заметить и то, что стретта в арии Альфонса была исполнена Василием Ладюком единожды, без повтора.
Зачем же пренебрегать традицией XIX века? Ведь мы – на концерте, а не в театре, где нынче правит бал режиссер. А каватина Фигаро, хотя и сделанная очень достойно, для яркого романтического дарования этого певца-актера всё же выглядела слишком уж несерьезно.
Но ясно одно: этот концерт стал тем самым заветным событием, которое смело можно причислить к «народной» серии под названием «Радость меломана»!
На фото: Василий Ладюк, Дмитрий Корчак