Двадцать пять лет Детскому музыкальному театру «Зазеркалье»
театр «Зазеркалье»
27 декабря Санкт-Петербургскому государственному детскому музыкальному театру «Зазеркалье» исполняется 25 лет.
В 1987 году именно в этот день к новогодним праздникам дети Ленинграда получили превосходный подарок – Детский музыкальный театр «Зазеркалье» и первую премьеру нового театра: спектакль по опере молодого ленинградского композитора Леонида Десятникова «Браво-брависимо, пионер Анисимов! или Никто не хочет петь». «Оперу-детектив в двух действиях для детей и взрослых» поставил художественный руководитель «Зазеркалья» Александр Петров, музыкальное руководство осуществил Павел Бубельников – создатели театра, ныне народные артисты России, которые возглавляют «Зазеркалье» и по сей день.
Вечером 31 декабря состоится праздничный концерт «Новогодний бал Царицы Ночи», где во всю силу проявит себя труппа театра «Зазеркалье».
В этом сезоне театр отмечает сразу несколько юбилеев: помимо 25-летия театра, это еще и 30-летие педагогической деятельности А. В. Петрова, создателя и художественного руководителя театра «Зазеркалье», 20-летие детской театрально-музыкальной студии «Зазеркалья», а также 10-летие Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» – детища театра «Зазеркалье».
Сегодня «Зазеркалье» – один из лучших музыкальных театров России, он широко известен в стране и за рубежом, любим зрителями всех возрастов.
Без всякой натяжки «Зазеркалье» – феномен музыкально-театральной культуры в Санкт-Петербурге. Художественных аналогов «Зазеркалью» не найти: «Если бы в хороших домах не существовало бы передающейся из поколения в поколение традиции водить самых маленьких театралов на «Детский альбом» и «Любимую игрушку», то посещение «Зазеркалья» следовало бы сделать принудительным – в терапевтических целях. Давно проверено: регулярное посещение «Зазеркалья» – верная гарантия того, что отпрыски и наследники не возненавидят театр еще сызмальства. Не влюбиться в театр, посмотрев в раннем дошкольном возрасте «фарфоровую оперу-пастораль», «оперу в одиннадцать шахматных ходов» или «оперу-детектив» ровным счетом невозможно. Вот только в коротких штанишках «детского музыкального театра» «Зазеркалью» всегда было тесно.
Еще в конце восьмидесятых стало ясно, что детский театр, который отважился первым в стране ставить «Медиума» Джанкарло Менотти и не робея заказывает одну за другой оперы современным авторам (это потом уже Леонид Десятников напишет для Большого «Детей Розенталя», а начинал он как раз в «Зазеркалье» с шедеврального «Браво, брависсимо, пионер Анисимов»), далеко пойдет. Александр Петров и пошел: задолго до Мариинки включил в репертуар Бенджамина Бриттена, сделал единственных в городе «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина и лучшую пуччиниевскую «Богему»…» (Ренанский Д. Обаятельный театр //Золотая Маска. № 2. 2009. 5 апреля).
Театр сразу занял особое место на театральной карте Петербурга.
Можно с полным основанием назвать этот театр авторским – независимо от того, о классике или современном репертуаре идет речь. Здесь существует новый, авторский принцип создания репертуара, уникальный метод «сочинения» спектакля, а также своя авторская методика обучения и воспитания «синтетических» актёров. А.В.
Петров формирует труппу театра в большой мере из выпускников своего курса в Театральной академии, так что молодая энергия и «новая кровь» постоянно вливаются.
Первоклассная музыка и высокая литература здесь протягивают друг другу руки, чтобы, слившись, отворить в зрителе богатство и безграничность его души. Сегодня сюда приходят со своими детьми те, кто когда-то, более двадцати лет назад, начали посещать «Зазеркалье» в самом юном возрасте. О «Зазеркалье» можно смело говорить как об одном из главных центров музыкально-театральной культуры в Санкт-Петербурге, формирующем духовный облик горожан.
Но и сам город Санкт-Петербург – неотъемлемая от спектаклей «Зазеркалья» культурная «почва», живой источник образности, который так или иначе одушевляет едва ли не все спектакли «Зазеркалья». Их укоренённость в петербургской культуре обусловлена собственными петербургскими (семейными, музыкальными, театральными, культурными) корнями «родителей» театра – А.В. Петрова и П.А.
Бубельникова. О каждом из них можно создать отдельный потрясающе яркий сюжет!
В «Зазеркалье» за 25 лет поставлено около семидесяти спектаклей для зрителей всех возрастов. Именно в «Зазеркалье» приносят свои новые сочинения композиторы, приходят работать лучшие художники, балетмейстеры. Именно театр «Зазеркалье» множество раз становился площадкой, где впервые ставились произведения современных композиторов, таких, как Л. Десятников, С. Баневич, Г. Банщиков, И. Рогалёв, О. Петрова, Е. Подгайц, Р. Львович, И. Цеслюкевич, С. Важов, В. Баскин и многие другие.
Из «Зазеркалья» и с курса А.В. Петрова в СПГАТИ вышло множество настоящих мастеров музыкальной сцены – от знаменитостей шоу-бизнеса, таких, как Стас Костюшкин (солист группы «Чай вдвоём», затем – «Stanley Shulman Band») до ведущего тенора Мариинского театра Евгения Акимова, мировых оперных звёзд, блистающих на лучших сценах Европы, Елены Прокиной, Луизы Ислам Али-заде, Татьяны Сержан. Многие молодые солисты, исполнители главных партий в самых популярных московских мюзиклах – это выпускники курса А.В.
Петрова, выходцы из театра «Зазеркалье».
Спектакли театра рождают живой отклик и творческое сопереживание не только у публики, но и среди театральной общественности, у выдающихся деятелей театра:
Пётр Фоменко: «Удивительный театр, театр, изысканно соединяющий архаическую сказку с изломанным гротеском и достигающий в этом абсолютной органики – театр живой и завораживающий…».
Алексей Бородин: «Выступление «Зазеркалья» в Москве – это всегда мощный поток своеобразных идей, разрушение традиций, сквозь которое глядит неповторимое лицо самого театра…».
Рождение театра «Зазеркалье» 25 лет назад благословила легендарная Наталья Ильинична Сац – создательница первого в мире театра для детей, которая не только присутствовала на открытии «Зазеркалья», но и была зрителем первых постановок театра, высоко оценив яркий старт нового театра.
Спектакли театра высоко оценивались ведущими российскими театральными и музыкальными критиками. Театр «Зазеркалье» трижды удостаивался премии Правительства Санкт-Петербурга, многократно – Национальной театральной премии «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а также множества других высоких театральных наград, таких, как Премии петербургского отделения Союза театральных деятелей России, Специальный приз петербургского отделения Союза театральных деятелей России «За создание сценического произведения непреходящей художественной и нравственной ценности», премии фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» и многие другие.