Екатеринбургская опера — вчера и сегодня
За этими сухими строчками — большая тяга екатеринбуржцев к культуре, большой труд и любовь к родному городу.
Достаточно сказать, что деньги на финансирование проекта горожане собирали «всем миром» — ввели местный добровольный сбор на зрелищные мероприятия, выпустили облигационный заем. С момента объявления конкурса на лучший проект театрального здания до завершения строительства прошло 10 лет — дело затянулось из-за Русско-японской войны и революционных событий 1905 года. На возведение театра городские власти в итоге ассигновали треть городского бюджета.
С тех пор театр выдержал две масштабные реконструкции — в 1950-х гг. и 1982 году (к 70-летию театра), когда в полтора раза увеличилась сценическая коробка, и были значительно расширены подсобные помещения.
Первые два сезона в театре властвовала опера, а с 1914 началась и его балетная летопись. Сегодня мы ведем речь об оперной стезе коллектива.
* * *
Впечатляет афиша театра — уже в его первый сезон были поставлены 38 опер отечественной и мировой классики.
Если посмотреть на репертуар Екатеринбургской оперы в его историческом ракурсе, особенно в послереволюционный период, советские годы, то поражает не только количество постановок, но и наличие довольно редких для отечественных сцен зарубежных названий. Наряду с традиционными «Кармен», «Аидой», «Травиатой», «Фаустом», «Севильским цирюльником» и др., здесь в эти годы с успехом ставились «Вильгельм Телль» Россини, «Фра-Дьяволо» Обера, «Гугеноты» Мейербера, «Жидовка» Галеви, «Отелло» и «Фальстаф» Верди, «Царь и плотник» Лорцинга, «Миньон» Тома, «Искатели жемчуга» Бизе, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Таис» Массне, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Андре Шенье» и «Федора» Джордано, «Заза» Леонкавалло, «Русалка» Дворжака, «Долина» Д’Альбера, «Девушка с Запада» и «Турандот» Пуччини, «Ожерелье мадонны» Вольфа-Феррари, «Манон» Массне.
Необходимо отметить и несколько первых постановок опер на русской сцене, в их числе «Четыре деспота» Вольфа-Феррари, «Симон Бокканегра» Верди*, «Арабелла» Рихарда Штрауса, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, нынешний «Граф Ори» Россини. Были осуществлены и постановки некоторых опусов Вагнера («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Валькирия»).
Но доминировал с первых лет существования театра русский репертуар.
На его сцене всегда было широко представлено творчество Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского. Наряду с самыми известными шедеврами этих столпов национального искусства можно было услышать и нечасто появлявшиеся на отечественных сценах оперы «Опричник», «Черевички», «Чародейка», «Орлеанская дева» Чайковского, «Боярыня Вера Шелога», «Моцарт и Сальери» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и др.
Ставились, разумеется, и шедевры Глинки, Даргомыжского. Нашло свое отражение в афише и творчество Верстовского («Аскольдова могила»), Рубинштейна («Демон» и «Нерон»), Кюи («Мадемуазель Фифи»), Направника («Дубровский»), Ребикова («Ёлка»).
Не забывал театр о современном отечественном репертуаре.
Творчество великих композиторов-классиков ми менялся творческий почерк театра. Стилистика его постановок отражала характер соответствующей эпохи.
Но всегда и при всех обстоятельствах здесь не забывали о непреходящих вековых классических традициях и ценностях.
* * *
Никакие достижения прошлого не могут отменить простой истины — театр жив сегодняшним днем! Обратим же свой взор к современности.
Вот уже шесть лет коллектив возглавляет новый директор Андрей Геннадьевич Шишкин.
Перед началом торжественного гала-концерта, завершающего юбилейный фестиваль театра я беседую с ним в его рабочем кабинете.
— Андрей Геннадиевич, фестивальные дни подходят к концу, Вы могли бы уже подвести какие-то итоги?
— Думаю, еще рано об этом говорить, пусть праздник завершится. Но интерес к фестивалю большой, билеты раскуплены давно. Мы получаем много поздравлений от разных людей, видных деятелей культуры и искусства — это не может не радовать.
Коллектив долго готовился к этому знаковому событию, по существу, с того дня, как я пришел в театр. Была сформулирована основная стратегическая цель — расширить и обновить, прежде всего, русский репертуар. За это время поставлены «Снегурочка», «Пиковая», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Борис Годунов»… При этом исходили из того, что 100-летие — это вершина, высота которой обязывает нас приобрести творческий багаж, достойный города, области, нашей великой страны. Кроме того, мы учитывали зрительские симпатии и интерес к русскому искусству.
— Зрительские симпатии определяются, прежде всего, посещаемостью театра, заполняемостью его зрительного зала…
— Вот именно. В жизни театра на тот момент, к сожалению, была такая ситуация, что считали количество зрителей в зале и с грустью сравнивали во сколько раз оно меньше количества участников спектакля! А сейчас эта проблема в значительной степени решена, причем не только в отношении премьер или фестиваля, о котором я уже упоминал, но и в отношении текущего репертуара.
— Наверное, одной репертуарной политики здесь было недостаточно?
— Разумеется.
Пришлось кардинальным образом менять систему менеджмента в области продажи билетов, информационной политики. Мы пошли по пути создания своей собственной зрительской среды. Для этого пришлось произвести кадровую ротацию менеджмента, к нам пришли люди со своей клиентской базой, публикой, которую мы регулярно информируем о спектаклях, включая адресную рассылку писем. Потом удалось наладить отношения со студенческими профсоюзами — Екатеринбург, как Вы знаете, студенческий город. И это огромный зрительский резерв.
Практикуем мы и экскурсии по театру, показываем — что происходит за кулисами, а это в среднем — до 100 человек в день…
— Да, это впечатляет…
— Но и это не все.
Театр должен был стать более медийным, и он стал им. На примере того же фестиваля — в преддверии юбилейных дней наш творческий состав, ведущие артисты, главный дирижер, худрук балета — все давали многочисленные интервью, участвовали в телевизионных передачах, новостях. Всё было направлено на то, чтобы создать атмосферу предвкушения праздника в городе. А многочисленные плакаты и растяжки, которыми город буквально наводнен! Это какая-то, я бы сказал, венская атмосфера, где все пропитано музыкой и оперой.
А выставки! Театр организовал четыре выставки посвященных юбилею, в том числе в самом театре и Краеведческом музее. Были использовано много архивных редких рукописных и фотоматериалов, наглядно демонстрирующих историю театра, его становление и развитие.
Хочу еще сказать: в деле привлечения интереса к театру имеют значение очень многие нюансы. Допустим, сотрудничество с другими театрами страны. Вот только один пример: у нас сложились дружественные отношения с Большим театром.
Мы участвуем в его Молодежной программе, балет Большого приезжал к нам на гастроли. Кстати, именно во время этих гастролей мы познакомились с Павлом Клиничевым, а теперь он работает у нас. Учитывая наши дружеские творческие связи с Большим, я пригласил в гости на гала-концерт гендиректора Анатолия Иксанова.
С одной стороны, пусть в Москве видят, как развивается наш коллектив, а с другой — мне очень важно показать властям области и города, что мы интересны, значимы и к нам приезжают влиятельные люди из мира театрального искусства.
— А как обстоит дело с творческой обстановкой в театре, можно об этом несколько слов?
— Приведу только один ее аспект — активность художественных процессов. Она в последние годы возросла многократно. Причем, сначала приходилось даже преодолевать некоторое сопротивление части сотрудников.
Раньше частенько бывало так — поставили спектакль… и можно отдохнуть. Нынче все иначе. В реальном производстве как минимум три спектакля.
Допустим, выпустили сейчас «Бориса», одновременно вовсю идут репетиции «Отелло» — премьера должна быть в мае — и уже приезжают английские постановщики для сдачи макета «Летучего голландца», намеченного на сентябрь следующего года.
— Кстати, а кто ставит «Отелло»?
— Команда интересная — наш главный дирижер Павел Клиничев, режиссуру осуществляет Игорь Ушаков, работающий в Большом театре, сценограф — Алексей Кондратьев, главный художник Ленкома.
— «Отелло» для Вашего театра — знаковая опера. В 40-е годы именно за нее театр получил Государственную премию! Но для «Отелло» нужен сильный и темпераментный драматический тенор!
— Вы знаете, я одно время считал, что выбор репертуара, конкретного названия нужно соизмерять с тем, как оно «ложится» на оперную труппу, исходить из возможностей труппы.
Но Клиничев и Ушаков убедили меня, что не следует бояться активнее использовать приглашенных солистов — это значительно расширяет творческие возможности и репертуарную политику. Кстати, это и произошло с «Графом Ори», заглавную партию в котором исполняют Дмитрий Трунов из Новой оперы и испанец Мигель Анхель Лобато.
— Коли уж зашла речь о такой практике, хочу спросить и о сотрудничестве с дирижерами и режиссерами.
— Да, в последние годы мы привлекли к новым постановкам ряд маститых имен, среди них дирижеры Александр Лазарев, Сергей Стадлер, Фабио Мастранжело, режиссеры Алексей Степанюк, Иркин Габитов, Юрий Лаптев…
Но хочу вновь вернуться к творческой атмосфере. Благодаря интенсификации художественных процессов был сломлен некий психологический стереотип — вместо «стонов» по поводу загруженности теперь мы имеем «конкурентную» среду в хорошем смысле этого слова. Артисты стремятся к ролям, переживают, если кому-то что-то не достается.
— Давайте поговорим немного о Вашей директорской доле. Вы уже вкратце рассказали, как Вам пришлось преодолевать инерцию коллектива, активизировать творческий потенциал.
А с какими еще трудностями пришлось столкнуться?
— Об этом можно рассказывать часами. О том, как пришлось с нуля восстанавливать хор театра, который получал нищенскую зарплату и в одночасье ушел на более выгодные условия в филармонию. Как проходила смена поколений в труппе, которая всегда очень болезненна. Главным было не навредить театру, уважать при этом достойных людей, не доводить дело до правовых конфликтов.
Должен признаться, приходилось прибегать даже к помощи адвокатов.
Отдельная «песня» — финансы. Вы прекрасно знаете, что финансирование культуры всегда оставляет желать лучшего. Пришлось учиться зарабатывать, но не в ущерб искусству. Итог на сегодняшний день таков: коммерческие доходы театра возросли за шесть лет в восемь раз!
И со спонсорами у нас дело сдвинулось с мертвой точки. Достаточно сказать, к примеру, что праздничный банкет для всех сотрудников театра полностью финансируют они.
Многое в ряде успешных свершений зависит и от творческой дружбы с различными предприятиями города, подчас, весьма далекими от искусства. Вы, конечно, знаете о нашумевшем балетном проекте в рамках Уральской индустриальной биеналле. Наш балетный худрук Вячеслав Самодуров осуществил свою новую экспериментальную постановку под экзотическим названием «H2O» в цехе оборонного завода «Уралтрансмаш» с участием не только профессиональных артистов, но и рабочих завода, с энтузиазмом принявших участие в спектакле…
—Андрей Геннадиевич! Я благодарна Вам за интересную беседу. Желаю Вам и коллективу удачного завершения фестиваля и дальнейших успешных творческих начинаний.
— Спасибо!
Постскриптум
Этот материал подготовлен к публикации уже после завершения фестиваля торжественным гала-концертом. Подробнее о нем читайте на сайте OperaNews в рецензии «Славному юбилею — славный праздник».
Примечание:
* В том же 1955 году опера была поставлена Самаре (Куйбышеве).
В Оперном словаре Гозенпуда, а также 6-ти томной Музыкальной энциклопедии (статья о Куйбышевском оперном театре в 3 томе) и некоторых других источниках спектаклю в Куйбышеве ошибочно отдан хронологический приоритет.
">