Елена Ксенофонтова в образе Моники Витти в фильме «Затмение»
«ТЕАТРАЛ» продолжает проект «ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО», в котором современные звезды предстают в образах героев из культовых фильмов мирового кинематографа. Беседовала Елена МИЛИЕНКО Фото Анатолия МОРКОВКИНА Стилист Маша МАЗУРОВА Осенью прошлого года состоялась премьера спектакля «Мона», в котором Елена Ксенофонтова сыграла взбалмошную аристократку. Вскоре состоялась премьера спектакля «Кто», в которой она играет молодую женщину, тронувшуюся умом из-за пыток, которые над ней проводили много лет назад.
А недавняя премьера по пьесе Бернарда Вербера «Наши друзья Человеки» открыла совершенно иную ипостась актрисы.
– Елена, как вам удаются такие перевоплощения?
– Надо сказать, что репетировалось это почти параллельно. Но одно другому не мешало. Переключаться я способна быстро, а проблемы если и были, то только с точки зрения перераспределения физических сил.
Это была разная атмосфера, разные партнеры, разные режиссеры. Разные помещения, что тоже спасало. Уже практически через месяц после премьеры спектакля «Мона» произошла премьера «Кто», а еще через месяц «Наши друзья Человеки». Получилось так, что театральный сезон х в 70-х Романом Полански. Вы его не пересматривали?
– Нет, не стала пересматривать фильм, потому что я человек амбициозный, и не дай Бог во мне возникло бы желание сделать не так, как там, а лучше. Я свободна от подобных догм и делаю так, как мне хочется. Есть материал, есть персонаж и есть я. Мне было легко. И Максиму было легко, в этом смысле. Потому что он отталкивался от меня, от моей природы, от моих реакций, от моей какой-то заторможенности где-то, контрастности.
Он это использовал и я очень ему благодарна.
– А этот серебряный смех приобретенный или ваш природный? Он такой трогательный.
– Это мое. Многое рождалось во время репетиций. Например, сцена безумия, такого полного, родилась вообще на первой репетиции, а какие-то вещи мы дорабатывали уже во время спектаклей, и до сих пор работаем, придумываем.
Правда, придумать реакции, запрограммировать их, невозможно. Тут либо природа сама дает тебе шанс, либо нет. Невозможно математически сказать «вот здесь закричи, вот здесь остановись», оно либо идет, либо нет. Но у меня очень хорошие партнеры.
Бью ли я сильно, бью ли я слабо, попадаю ли водой в глаз, никогда не услышу от них ни слова упрека. Нет ни раздражения, ни негатива. Например, на прошлом спектакле я нечаянно вырвалась из рук Андрея и побежала в сторону Сережи. Я не должна была до него добежать, но это произошло. И я видела дикие глаза Сергея, который, наверное, подумал: «сейчас она меня порвет».
Думала, спектакль закончится, и партнеры будут ругать меня, но они сказали: «Это было классно, но страшно». Вот в таком партнерстве есть счастье.
– В кино у вас есть подобные работы?
– Вы знаете, буквально на днях мне принесли сценарий, от которого я пришла в восторг. Там такой психологический триллер любовный. Очень интересный. Сейчас мне подыскивают партнеров, там их должно быть два – один зрелый мужчина, другой совсем молодой.
Если все получится, то с конца мая начнутся съемки. Но я пока не хочу говорить об этом, потому что фильм еще в проекте.
– Ваши героини почему-то все не очень счастливые.
– Ну да, все немножечко надломленные. Такой меня видят режиссеры и продюсеры, которые меня выбирают. Правда, часто конец бывает счастливым, но чтобы прийти к этому счастливому концу, как правило, мою героиню надо сначала уничтожить, сравнять с землей, чтобы она, как птица феникс, возродилась из пепла. И она снова живет. В моей жизни тоже так часто бывает.
Очень часто мои работы в кино параллельно идут с моей жизнью и где-то даже пересекаются сюжетами. Я даже боюсь. Есть работы, от которых я по этой причине отказываюсь.
Потому что уж очень сильно эмоционально они влияют на мою жизнь.
– В этом есть какое-то суеверие.
– Да, оно складывается не из чужого опыта, а из моего личного. Я стала наблюдательной и поняла, что роли действуют на мою жизнь. Видимо там свыше мои роли в кино рассматриваются, как часть моей жизнь, и я несу за них ответственность. И новая работа, о которой я пока не говорю, очень-очень непростая в этом плане.
Да, действительно, чтобы заслужить счастье, мои героини должны что-то пережить.
– Встречаются люди, которым счастье буквально приносят в ладонях.
– У меня такого нет. Ни в жизни, ни в кино. Так должно быть – каждому свое.
Вообще хочу сказать, что очень долго я пребывала в состоянии вечного комплекса. Считала, что занимаю чужое место, что это не моя профессия. Хотя, когда вставал вопрос, а чем же мне заняться, кроме как этой профессией, я снова ничего не видела.
Как-то так складывалось. Я очень долго оставалась в тени и потеряла много времени. Хотя, наверное, всему свое время.
Когда я только поступала во ВГИК, мне одна мудрая женщина сказала «твое время наступит лет в 35-40», и она была права, сейчас я чувствую себя абсолютно комфортно. Я не изменилась с тех пор, просто мой характер не очень соответствовал возрасту. Вроде молодая девочка должна быть своей, простой, а во мне этого не было. Все время какая-то дистанция, темная лошадка, вещь в себе.
Определенное чувство собственного достоинства может, воспринималось как заносчивость и гордыня. Хотя я никогда ни на кого не нападала, но и себя в обиду не давала. На сегодняшний день меня сложно упрекнуть в какой-то звездной болезни или в том, что я вдруг изменилась. Какой я была, такой и осталась. И слава Богу.
Никогда не была белой и пушистой, покладистой. Я требовательна к себе и к другим тоже. С годами научилась быть честной не потому чтобы сейчас хвастаться этим, а потому что, как выяснилось, честной быть легче.
Не надо ничего придумывать. Было время, когда меня не устраивала ни моя биография, ни моя внешность, и я все придумывала на ходу, просто фонтанировала этим. А потом так устала от этого. Поняла, то, что я придумываю, намного слабее того, что происходит на самом деле.
Есть вещи, которые я отложила «на дно колодца», чтобы не жалеть себя, жить настоящим, не думать о том, что прошло. В таком случае, как мне кажется, мы тормозим себя и свою жизнь. Надо жить настоящим.
Зачастую прошлое не дает тебе быть счастливым, оно тянет тебя куда-то назад. Его нельзя забывать, но его не надо культивировать, не надо возводить в степень и нести, как знамя. Просто помните о нем, потому что это вас сформировало. Сегодня интереснее.
Что будет завтра, тоже неизвестно. Фразу «надо жить будущим» я не очень понимаю. Есть сегодня. Я предпочитаю решать проблемы по мере их поступления. Если человек начнет планировать проблемы, то они гиперболизируются и начинают на тебя нападать.
Ты же этого хотела – на, получай. А я не хочу. Поэтому, мне кажется, есть тихое прошлое и есть яркое настоящее. Свое настоящее мы сами себе обеспечиваем своими мыслями, желаниями.
Желаниями работать, творить. И вообще желанием жить. Настоящее прекрасно.
Надо его любить и оно полюбит тебя.