Еще раз по-русски
Японская джазовая пианистка произвела фурор в Доме музыки Александр БЕЛЯЕВ До сих пор Хироми Уехару у нас знали как пианистку, чьи музыкальные таланты отметил сам Чик Кориа, корифей и гуру жанра. Ей в то время было всего семнадцать лет – вундеркинд по джазовым меркам. Впоследствии Кориа записал с ней двойной концертный альбом Duet – там, согласно названию, присутствуют дуэты для двух роялей, с задорной скоростью выливающие на слушателя пьесы Кориа, Жобима, The Beatles и самой Хироми. В прошлом году Москва впервые увидела Хироми Уехару воочию: пианистка выступила в составе группы джаз-рокового басиста-виртуоза Стенли Кларка.
Кларк – фигура у нас более чем почитаемая. Даже его дорогие фирменные диски у нас всегда неплохо продавались. Так вот, в некоторые моменты концерта Хироми оттягивала все внимание на себя, по временам затмевая своего шефа – живого классика.
Она виртуозно играла, зажигательно хохоча и подпрыгивая, и после каждого своего пассажа неизменно срывала аплодисменты. Нельзя сказать, что Стенли Кларк был недоволен своей подопечной – скорее гордился, что именно он представляет городу и миру такое чудо.
После этого, конечно, хотелось увидеть это чудо с сольной программой. Вообще, у Хироми есть коллектив Hiromi’s Sonicbloom, в котором она играет с известным американским гитаристом-новатором Дейвом Фуджински. Но сейчас ее пригласили в Москву одну, устроив концерт сугубо сольный. Она, рояль и публика.
Рискованно! Однако Театральный зал Дома музыки был забит под завязку. Публика пришла явно подготовленная. Было много студентов-музыкантов и любителей академической музыки. То есть люди в принципе знали, что услышат.
Но Хироми удалось удивить и подготовленных. Ее сверхэнергичная, но точнейшая и подробнейшая игра и музыкальный материал (мелодически достаточно простой и внятный) пробрали до печенок.
Хироми выбежала на сцену в красном обтягивающем платьице, леггинсах и кроссовках на липучках. Как будто шла на фитнес, но не смогла пройти мимо концертного зала. Собственно, это и было чем-то похоже на спорт. Она, как обычно, приплясывала за роялем, что-то напевала и сипло дышала.
Ну что ж, знаменитый импровизатор Кит Джаррет тоже так себя ведет – и ничего. Но Хироми не «ничего» – она просто всех в себя влюбила. Первая пьеса BQE – задорная, с буги в основе.
Вторая – лиричная Sicilian Blue. Обе – довольно прихотливы по форме (быстрые куски сменяются медленными), изобилуют свежими фразами, но, в общем, довольно просты и понятны. Хотя она периодически извлекает звук непосредственно из струн, ударяя по ним рукой.
Дескать, авангардные штучки мне тоже не чужды. Но – никаких тебе диссонирующих интервалов или, допустим, политональности. Это, кстати, напомнило некоторые концертные альбомы вышеупомянутого Джаррета.
Но он, правда, импровизировал от начала до конца, у нее же – именно написанные пьесы, которые она, кстати, сама объявляет. И даже рассказывает историю создания каждой. И рассказывает – не падайте в обморок – на русском языке. Нет, конечно, русский язык Хироми не знает – у нее все в блокноте написано, а она просто старательно воспроизводит текст, с трогательными ошибками.
Но все понятно. И смешит отнюдь не акцент (кстати, когда из зала ей подсказывают, как правильно произносится слово, она повторяет его в точности; абсолютный слух, что вы хотите). А рассказывает она, например, вот что: «Меня вдохновила одна картина, и я захотела написать пьесу с названием, как у нее.
Но картина была «Без названия»! Пришлось назвать пьесу по тому, что изображено на полотне: старый замок у реки в гуще леса…» Так и назвали: Old Castle, by the river, in the middle of a forest.
Классный сплав доступности (темы такие яркие и с таким выраженным настроением, что их хоть в кино, хоть в мультики) и виртуозности Хироми способен оценить и знаток фортепианного искусства, и простой слушатель.