Еще раз про любовь
Юозас Будрайтис принимает участие в эксперименте над Чеховым Катерина ПАВЛЮЧЕНКО Театр «Балтийский дом» всегда умел удивлять. То Эймунтаса Някрошюса Петербургу откроет, то эпатажного Андрея Жолдака привезет на фестиваль, то брутальным немцем Люком Персевалем припугнет театральный город… Однако немало у театра и так называемых совместных проектов.
В этом театре у Вайткуса (наряду с литовцами Някрошюсом и Туминасом) уже идут два спектакля. Это «Дрозд черный» и «Мастер и Маргарита». Многие постановки Вайткуса были привезены на разные фестивали из Литвы.
И вот третий эксперимент на сцене петербургского «Балтдома».
Казалось бы, ну что еще можно сказать, основываясь на классическом чеховском тексте? Что можно «вытащить» из этой миллион раз поставленной «Чайки»? В Петербурге уже не первый год поговаривают об «усталости классики» и порой даже звучат шутливые предложения наложить мораторий на хрестоматийные сюжеты – позволить им отдохнуть. Однако Йонаса Вайткуса эти разговоры не смущают.
Наверное, потому, что при постановке классики ему всегда удается заострить внимание на «ускользающих» темах, что в режиссуре – высший пилотаж.
В годы своей юности Вайткус был известен как один из самых главных литовских бунтарей, ренегатов, выступавших против властей. Он активно развивал так называемый социальный театр. Те годы, конечно, давно прошли. И современный Вайткус уже не борется с ветряными мельницами. Но ирония на грани с сарказмом в нем жива.
Он не самый добрый режиссер. В нем мало сентиментальности, а на реальность он смотрит трезво. И потому не стоит ждать от его «Чайки» слезливой истории о поломанной жизни артистки и несостоявшегося драматурга. В этом смысле Вайткус, как Чехов, по-докторски объективен: у каждой судьбы есть своя внутренняя логика.
Ничего не случается просто так. В сочетании русской театральной школы, в которой обучался этот режиссер, и его литовской ментальности, самобытности, рождаются удивительные результаты. И даже набившая оскомину «Чайка» может стать чем-то большим, чем история о семи пудах любви.
Главные роли сыграют в спектакле поистине мастодонты литовского театра – знаменитые актеры советского кино – Регимантас Адомайтис и Юозас Будрайтис. Первый сыграет доктора Дорна, а второй – Сорина. Роль беллетриста Тригорина, любовника Аркадиной, будут в очередь исполнять актеры Леонид Алимов, ученик Льва Додина, актер «Балтийского дома», и литовец Владас Багдонас. Юного Костю Треплева играют также по очереди молодые актеры Антон Багров и Виталий Григорьев. А Нину – студентка Академии театрального искусства Санкт-Петербурга Дарья Михайлова.
Роль надменной примы Аркадиной отдана Вайткусом харизматичнейшей актрисе этой сцены Наталье Индейкиной.