Евгений Марчелли: «Сердце так велело»
Кадровые перестановки в российском театре В середине августа выяснилось, что художественный руководитель Омского драматического театра Евгений Марчелли покинул свой пост для того, чтобы возглавить Калининградский драматический театр. Такой поворот событий стал неожиданностью для театральной России. Разыскать режиссера оказалось делом непростым: его не оказалось ни в Омске, ни в Калининграде. Марчелли обнаружился в Москве на съемках, и «Театрал» попросил режиссера разъяснить ситуацию с Омской драмой. – Просто возникла ситуация, что я могу вернуться на родину – мою малую родину – в Калининград, и я посчитал, что это было бы правильно – просто сердце так велело.
Потому как рациональным или разумным это решение не назовешь.
– Но от Омска остались хорошие впечатления?
– Самые лучшие. Это сказочный театр, я понимаю, что жил в абсолютной сказке. С точки зрения мечты – это так и есть, в Омской драме фантастическая труппа, прекрасно тренированная.
Внутри коллектива – здоровая творческая атмосфера. Странно, что нет этой жуткой интриги, которая могла бы быть в таком большом театре. Есть какие-то мелкие напряжения, поддерживающие в тонусе всех. Они стимулируют скорее, чем мешают. И конечно, здание это удивительное, прекрасная экономическая база – замечательная поддержка правительства, губернатора.
Это именно то, о чем может мечтать режиссер, приходя работать в театр. Даже представить сложно, что могут быть такие условия для работы.
– А как вам омская публика? Отличается от зрителей других городов?
– Публика немножечко проблематична для меня, потому что мне она казалась слишком консервативной – но я не думаю, что это плохо. Ее консерватизм выражался в осторожности: к сдержанной реакции на спектакли неоднозначные, они не готовы к радикальным каким-то ходам, условно говоря. Это, на самом деле, не так страшно, потому что и нормальная публика – любопытная молодежная аудитория – в Омске тоже есть.
Публика, конечно, неоднородна: город огромный, а зал Омской драмы на 500 мест – это довольно скромно по меркам большого города.
– А в другие театры омские ходили?
– Общий уровень омской театральной культуры довольно высокий. Прежде всего надо сказать, что все театры имели ту же отличную материальную базу, что Омская драма, потому что государство поддерживает все театры, а не один. А это создает платформу для творческой работы, которая, в свою очередь, кипит.
В каждом из омских театров есть элементы искусства – которые редки в принципе в театре.
– У вас есть любимый спектакль в Омской драме?
– Мне нравятся два спектакля моих – «Дачники» и «Фрекен Жюли». По-своему близок и нравится последний мой спектакль в Омской драме, я не могу его не назвать: «Сон в летнюю ночь», очень трудная была работа.
– А в чем была трудность?
– Эта пьеса у Шекспира не самая лучшая, тут и отсутствие сюжета, да и было трудно придумать свою историю. Дело в том, что это мое очередное возвращение к этой пьесе, она имеет свою историю в моей биографии: один раз удалась, и один раз – не удалась. И захотелось сделать праздник в театре, оттого я взялся за нее в третий раз.
Я хотел сделать праздник – и у нас получилось.
– А какова судьба фестиваля «Академия», художественным руководителем которого вы были?
– Да, я был худруком фестиваля, но из-за моего ухода он не прекратит свое существование. Он будет жить в городе, это мощный фестиваль, на который мы задумывали привозить лучшие спектакли мира, причем из академических театров, государственных. Это амбициозная затея, которая меня очень грела.
– Какие у вас планы в Калининграде?
– Прежде всего я хочу познакомиться с труппой, но пока еще не имею возможности этого сделать. Я дорабатываю прежние проекты – сейчас я по большей части в Москве, потому что доделываю кинопроект «Котовский». И как только закончу, сразу же улечу в Калининград. Пока не могу назвать пьесы, которые собираюсь репетировать, но совершенно точно – это классика.
Это – Чехов. Евгений МАРЧЕЛЛИ Режиссер, заслуженный деятель искусств РФ. Родился в 1957-м, окончил актерский факультет Ярославского театрального училища, затем отделение режиссуры в Щукинском.
В 1991-м становится главным режиссером «Тильзит-театра» в городе Советске, затем с 1998 по 1999-го – главреж в Калининградском театре драмы. На счету Марчелли спектакль в Театре им. Евг. Вахтангова («Отелло»). С 2003 по 2008-й он главный режиссер Омского театра драмы.
Неоднократный номинант Национальной театральной премии «Золотая маска», обладатель спецпремии жюри драматического театра и театра кукол «За разнообразие творческих поисков в сезоне 2004 – 2005».