Евгений Марчелли:
«Есть «убитые» театры» Анастасия ТОМСКАЯ Режиссер Калининградского драматического театра, пришедший туда из знаменитой Омской драмы, отлично знает российскую театральную действительность и давно носит негласное прозвище реаниматора театральных трупп. – Вы много работаете в провинции, но зачастую появляетесь и в Москве. Скажите, как эксперт – действительно ли сильно различается театральная жизнь Москвы и других российских городов, как об этом говорят?
– Очень различается. Я бы сказал, что это просто разные государства. Одно дело, если мы говорим о столицах: Москве, Петербурге и нескольких театральных центрах.
Но ведь есть совершенно «убитые» театры, «убитые» в смысле искусства города.
– Вы – худрук «Тильзит-театра» в городе Советске Калининградской области (спектакль «Три сестры» номинировался на «Золотую маску» в 2004-м). Как там обстоят дела?
– «Тильзит-театр» сегодня доживает свои последние месяцы. По-видимому, власть приняла такое волевое решение – его уничтожить. Сегодня серьезно сокращены все государственные дотации «Тильзиту», что, по-моему, доказывает: ему не жить.
– А артистов куда?..
– На пенсию и – увы! – на улицу пока что. Но я работаю в Калининграде, а Советск – город Калининградской области. Одна из затей моих – сделать общую труппу, соединив «Тильзит-театр» и драмтеатр в Калининграде. Просто потому, что театр в Советске сам не выживет: город маленький, очень небогатый… Один из вариантов сделать «Тильзит» филиалом Калининградского театра.
И мой спектакль «Дачники» возник отчасти и для того, чтобы спасти хотя бы часть артистов из Советска: в нем заняты десять человек из труппы Калининградского театра, а десять – из «Тильзит-театра».
– У вас есть план развития Калининградского театра?
– Сегодня это абсолютно убитый во всех смыслах театр, с нетренированной труппой, совершенно отставший от современного театрального процесса. Мне хочется попробовать вывести его в театральное пространство России. Это амбициозный план, и я хочу, чтобы его итогом стало участие театра в «Золотой маске». Конечно, быстро это сделать невозможно: нужна не только огромная работа с труппой, но и огромная работа с властью, которую нужно убедить в том, что театр – это вид искусства, требующий финансовых вложений. Губернатор Калининградской области Георгий Боос – замечательный человек и прекрасный руководитель, но он почему-то уверен, что театр должен зарабатывать.
И в этом его никто пока не может переубедить, в том числе и я. Я не могу ему объяснить, что ни в одной стране мира нет профессионального драматического репертуарного театра, который бы зарабатывал. Но ему кажется, что мы должны быть примером для всего мира, став театром, приносящим доход в государственный бюджет. Поэтому пока, к сожалению, театр нищенствует, особенно по сравнению с другими коллективами, где я работал. Один только Омский драматический театр чего стоит! Я понимаю, что Боос – абсолютный экономист, и он не хочет поставить на искусство.
Но, между прочим, в том же Омске один из самых низких по стране показателей суицидов, наркомании, преступности. Не связано ли это с тем, что в Омске очень активно поддерживается культура, причем все виды искусства, не только культура?..
– Ваш спектакль «Дачники» часть зрителей сочла порнографией. Пишут, что у вас там артисты голые имитируют половые акты. Некоторые даже обратились к генеральному прокурору Чайке с требованием возбудить против вас уголовное дело.
За что только?
– За распространение порнографии. Для меня это странно, потому что в спектакле на одну секунду мелькает обнаженное мужское тело, причем это в большой группе людей. Нужно точно знать, куда смотреть, чтобы что-то пытаться увидеть.
И больше нет ни мужчин, ни женщин обнаженных, о чем я уже теперь жалею. Нет никаких половых актов в том виде, как это принято понимать по определению «порнография». Порнография – это реальное изображение, а здесь – некая художественная попытка.
Поскольку речь идет о мужчине и женщине, это – часть их жизни. Но вообще думаю, что зритель имеет право получить деньги за билет назад. Даже посмотрев спектакль. И если он тебе не понравился, – ты имеешь право пойти и вернуть деньги.
Я бы ввел это положение в своем театре.
– А часто у вас бывают такие идеологические столкновения с аудиторией, когда вы друг друга не понимаете?
– Бывают, но я думаю, что это и есть часть программы театра.
Евгений Марчелли Актер, режиссер. Окончил Щукинское театральное училище. Художественный руководитель Театра драмы в Калининграде. Долгое время работал в Омском академическом театре драмы, художественный руководитель «Тильзит-театра» (г. Советск Калининградской области).
Поставил около 60 спектаклей. Работал в Театре им. Евг.
Вахтангова, где поставил спектакли «Лев зимой» Голдмена и «Отелло» Шекспира.