Евгений Онегин откроет 176 сезон Михайловского театра
театр «Михайловский Театр»
16 и в Михайловском театре будет проходить опера "Евгений Онегин". Постановку посвятят Константину Сергеевичу Станиславскому.
Лирические сцены в 7-ми картинах П. И. Чайковского.
Либретто К. С. Шиловского по роману в стихах А. С. Пушкина.
Автор реконструкции/режиссёр – Михаил Дотлибов.
Музыкальный руководитель и дирижёр – Ион Марин.
Сегодня в мире существует огромное количество версий постановки оперы «Евгений Онегин», однако лишь некоторые стали такими значимыми вехами оперного искусства, как спектакль великого русского режиссера, реформатора мировой драматической и оперной сцены – К.С.Станиславского.
В 1922 году К.С. Станиславский своей смелой постановкой в Оперной студии Большого театра вернул опере её первоначальный вид лирических сцен, тем самым ошеломив публику – в 19 в старинном московском особняке в Леонтьевском переулке, где и помещалась оперная студия. Украшенный классическим портиком камерный зал сегодня известен миру как «Онегинский зал». «Евгений Онегин» К.С.Станиславского, родившийся в жестокое время – гражданская война, разруха, голод, – поражал современников внутренней гармоничностью, художественной цельностью и высотой этической мысли. «До конца моих дней я буду помнить первое оперное детище Станиславского, рожденное в его оперной студии – это дивное слияние трёх русских гениев – Пушкина, Чайковского и Станиславского»,– писал после премьеры композитор Сергей Рахманинов.
Музыкальным руководителем постановки в Михайловском театре стал знаменитый дирижер Ион Марин. Маэстро Марин успешно сочетает в своем репертуаре симфонические произведения и оперы, работает с ведущими оркестрами мира и сотрудничает с самыми известными музыкантами Старого и Нового Света. Ион Марин выступал с Берлинским и Мюнхенским филармоническими оркестрами, был занят в спектаклях и концертах Метрополитен-опера, оперы Сан-Франциско, Ла Скала, Опера де Бастий, Дрезденской оперы, Королевской Датской оперы и многих других театров. Ангела Георгиу, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго и Чечилия Бартоли были партнерами Иона Марина. Маэстро Марин трижды был номинантом премии Грэмми, в Ион Марин — главный приглашенный дирижер Национального Филармонического Оркестра России.
Возрождение постановки К.С. Станиславского на петербургской оперной сцене – это новый этап жизни спектакля. Поэтому для участия в спектакле приглашены только молодые талантливые солисты: Анна Нечаева, Гюльнара Назимова, Анна Горячева, Екатерина Егорова, Екатерина Севрюкова, Владимир Целебровский, Гавриил Давыдов, Роман Бурденко, Методие Бужор, Дмитрий Карпов, Эндрю Гудвин и другие.
На премьере в качестве солиста Михайловского театра дебютирует известный молодой тенор Дмитрий Корчак.
Константин Сергеевич не участвовал в переносе своего спектакля на «большую» сцену, будучи тяжело больным, но оставил четкие указания: «На любой сценической площадке спектакль должен сохранить те основные принципы, в которых он выкристаллизовался за годы моей репетиционной работы над ним. Это: условная колонность декорации, интимность, правдивость взаимоотношений на сцене, яркое сквозное действие и сверхзадача, которые определяют саму суть спектакля. … Я не люблю прибегать к ультиматумам, но в данном случае я просто запрещаю изменять план постановки «Евгения Онегина» в целом и в деталях, ибо многие из них драгоценны. … Это я завещаю».
Критики Германии, Австрии, Англии, США горячо приветствовали реконструкцию этого спектакля на сцене венской «Каммер Опер» (1994), назвав Михаила Дотлибова «учеником Станиславского»: «Михаил Дотлибов намеренно дает почувствовать оперу Чайковского «по-чеховски»: публика словно подглядывает за жизнью семьи Лариных, глубоко погруженная в атмосферу старинного помещичьего дома. … Весь спектакль поразительно музыкален. В венской постановке «Евгения Онегина» система Станиславского проявила себя как вечно живой и плодотворный метод» (Лондон, «Таймс»). «Европа впервые встретилась с шедевром, с которого начался современный этап развития оперы во всём мире. Никогда прежде не доводилось видеть на сцене оперу Чайковского в решении столь близком по своему строю, духу и поэтике к своему первоисточнику – великому русскому поэту Александру Пушкину» (США, «Чикаго трибьюн»).
Режиссер Михаил Дотлибов: С этим спектаклем случилось чудо. Как правило, театр – дело временнóе, и спектакль умирает. А этот спектакль оказался жив. Почему?
Потому что Станиславский прекрасно чувствовал музыку. В какой-то момент он передал спектакль Мейерхольду, и в нашем возобновлении мы ориентировались на их идеи – о важности осмысленной игры артистов в ансамбле, их мотивированном поведении на сцене.
Художник Вячеслав Окунев: В спектакле Станиславского была одна особенность: впервые в советском театре 1920-х годов была использована единая декорационная установка. Обычно было принято менять декорации в соответствии с переменой места действия, а здесь обыгрываются знаменитые «онегинские колонны». И благодаря единству пространства внимание зрителя целиком сосредоточено на артисте, на крупном плане, на очень точных решениях, найденных режиссёром.