Фестиваль в «нетеатральном» городе

Алла ШЕНДЕРОВА   Список российских фестивалей пополнился – в Волгограде по инициативе местного ТЮЗа и при поддержке Комитета по культуре Волгоградской области прошел театральный фестиваль «Эй, ты, здравствуй!» Название фестивалю дала известная шестидесятническая пьеса Геннадия Мамлеева, когда-то пожаром прошедшая по сценам молодежных театров. Альберт Авходеев, директор фестиваля и руководитель Волгоградского ТЮЗа, считает, что пьеса эта не устарела и сегодня: «Я недавно прочитал ее. Считаю, что этот романтизм и пронзительная чистота интонаций не утратили своей актуальности в наше время. Я «заразился» этой пьесой, и когда надо было дать название нашему фестивалю, у меня и сомнений не было. «Эй, ты, здравствуй!» – это приветствие, с которым наш театр обращается ко всем театрам-участникам и ко всем зрителям.

Возраст здесь не важен – важно, что это НАШИ зрители».

За пять дней – с 11 по 15 апреля – фестиваль представил спектакли из пяти российских театров. Программу открыли сами хозяева – волгоградский ТЮЗ показал свою недавнюю премьеру – «Вдовий пароход», поставленный Альбертом Авходеевым. Пьеса, когда-то написанная И.Грековой и П.Лунгиным для Генриетты Яновской, идет на малой сцене театра, в аскетичных, полуусловных декорациях.

Хотя соревнований и раздачи наград на фестивале решено было не устраивать, все же фаворитом стал спектакль «Эвита» – трагифарс о жизни и смерти легендарной Эвы Перон, виртуозно сыгранный актерами екатеринбургского ТЮЗа.

Считается, что на любом фестивале бывает хотя бы один провал. В Волгограде такого провала не было. Каждый вечер в зале собиралась своя аудитория. На «Стаю» – мюзикл Калмыцкого ТЮЗа, сюжетом напоминающий «Вестсайдскую историю», – стянулась молодежь со всего города. Тонкая, «атмосферная» «Панночка» (пьеса Нины Садур по гоголевскому «Вию»), сыгранная Ярославским ТЮЗом, собрала и школьников, и местных театралов.

Самым камерным оказался спектакль «Маленький принц» – композиция по повести Экзюпери, сделанная актрисой Орловского театра для детей и молодежи Маргаритой Рыжиковой. Спектакль очень актерский, очень выстраданный, каждым звуком и жестом верный духу повести Экзюпери.

Кому-то фестиваль позволил вновь встретиться, для кого-то стал возможностью завязать новые деловые контакты. Город явно бурлил: волгоградцы спешили поделиться своими проблемами с московскими критиками. Актеры сетовали, что в городе нет театрального вуза – будущих актеров готовят при Институте культуры.

Молодые журналисты спрашивали, как сохранить профессиональную этику в условиях всеобщего пожелтения прессы. Прозвучал и горький вопрос – что нужно сделать, чтобы избавить Волгоград от прозвища «нетеатральный город».

Впрочем, полные залы на спектаклях и обсуждениях доказывают справедливость обратного. Волгоград – город театральный.

У фестиваля пока нет строгой концепции. Дирекция открыта для сотрудничества и готова принять любой хороший спектакль. Из любого города. На любую тему.

Единственное условие – честные отношения тех, кто на сцене, и тех, кто в зале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *