Геннадий Рождественский представляет…

театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»

 19 апреля, Большой зал филармонии (Михайловская ул., 2).

* Концерт, которые должны были состояться 9 и 14 апреля отменяются в связи с болезнью дирижера.

В череде выдающихся концертов филармонической весны особое место занимает цикл из четырех концертов, который представит в рамках своего абонемента главный приглашенный дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Геннадий Николаевич Рождественский.

Геннадий Рождественский представляет...

В мае Рождественскому исполнится 82 года. Он дебютировал как дирижер 62 года тому назад в Большом театре, куда вернулся в качестве худрука на 6 лет в 1964 году, и потом еще на один сезон, спустя пятьдесят лет со дня своего дебюта. В послевоенный период идеологических репрессий он исполнял "запрещенную" музыку Прокофьева, Шостаковича, Бриттена, Стравинского, позже много играл опального Шнитке.

Рождественский в разные годы руководил Королевским Стокгольмским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Би-би-си, Венским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР и другими. Кавалер орденов России, Франции, Японии, почетный академик Шведской и Британской академий, просветитель, автор четырех захватывающих книг о музыке. Рождественский по праву мог бы остаться в родном ему ХХ веке, во времени, которое он так хорошо знает. Однако и тогда, и сейчас Рождественского влекло на "периферию" концертного репертуара. Причем после его исполнения сочинения, о которых раньше не знали, прочно занимали место в сценическом репертуаре.

Разительный тому пример — балет "Весна священная" Игоря Стравинского, которым Рождественский впервые в СССР продирижировал в Большом театре в 1965 году.

Глядя на программу, которую Рождественский выбрал для своих петербургских концертов, кажется, будто у дирижера идиосинкразия к известной, часто исполняемой музыке. Что ни концерт — то открытие нового сочинения. Каждый из четырех концертов посвящен исключительно русской музыке — современной, ныне живущих авторов, сверстников Рождественского (Слонимский, Щедрин), музыке ХХ века (Попов, Стравинский, Прокофьев, Рахманинов) и музыке родоначальника плеяды классиков ХХ века — Римского-Корсакова, у которого прямо или опосредованно учились все перечисленные выше, кроме Рахманинова, а также отдельно стоящего ото всех гениального самоучки Мусоргского.

Помимо таланта музыкального, Рождественский щедро одарен литературным даром. Свои выступления он обычно предваряет рассказом о музыке, с помощью которого устанавливает в зале уникальную атмосферу доверия и ожидания встречи с музыкальным чудом. Этой черте Рождественского наследует его младший коллега дирижер Владимир Юровский.

Блистательным рассказчиком и популяризатором музыки был еще один знаменитый дирижер ХХ века — Леонард Бернстайн.

Геннадий Рождественский олицетворяет собой идею связи поколений, идею новаторства и музыкальных открытий, вечного поиска и драгоценных находок.

В концертах Геннадия Рождественского примут участие самые близкие ему люди, члены его семьи, что, конечно, не случайно. Супруга Рожественского пианистка Виктория Постникова исполнит 4-й концерт Рахманинова; сын, скрипач Александр Рождественский — Концерт Щедрина. Вместе все трое образуют уникальную общность единомышленников, живущих музыкой и творчеством.
 

 

19 апреля, пятница, 19.00

4-й концерт СЕДЬМОГО абонемента

«Геннадий Рождественский представляет»

Заслуженный коллектив России академический СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ

Дирижер — Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

Солистка — Виктория ПОСТНИКОВА фортепиано

Солисты:

Галина СИДОРЕНКО меццо-сопрано

Хор Михайловского театра

МУСОРГСКИЙ. «Поражение Сеннахериба» для хора и оркестра

(оригинальная редакция)

РАХМАНИНОВ. Концерт №4 для фортепиано с оркестром

ПРОКОФЬЕВ. «Песни наших дней» – сюита для солистов, хора и оркестра

«Ала и Лоллий» – скифская сюита

 Последний концерт Геннадия Рождественского в цикле его собственного абонемента этого года откроется «Поражением Сеннахериба» Модеста Мусоргского, написанного им для хора и оркестра в 1867 по стихотворению Джорджа Гордона Байрона.

«И народ, не сраженный мечом до конца,

Весь растаял, как снег, перед блеском творца!» — так Байрон заканчивает свой рассказ об ассирийском царе Санхериве, известном своими завоеваниями в Египте и Иудее. Предание гласит, что войско Санхерива осадило Иерусалим, однако неожиданно полководец снял осаду и вернулся в Ассирию, так как в одно прекрасное утро обнаружил свое войско мертвым. Геродот сообщает, что ассирийский лагерь наводнили полчища крыс, а Берос, — что в лагере разразилась смертельная эпидемия.

Неизвестный свидетель исполнения Мусоргским своего сочинения оставил воспоминания об этом: «Мы все были свидетелями увлечения творческим процессом все более и более впадающего в экстаз гения. (…) Наконец прозвучали последние могучие аккорды. Невозможно описать во время этой игры выражения его изменившихся полуопущенных глаз, которые он вдруг поднимал кверху — как будто искал выхода. Когда он кончил, глаза его закрылись, руки бессильно опустились. Нас всех пронзила сильная дрожь… От чего? От напряжения?

От страха? За кого? За Мусоргского?

За Россию? За нас самих? Или потому, что мы увидели перед собой проявление божественной мощи в слабом и хилом человеке?»

 Четвертый фортепианный концерт Сергея Рахманинова, написанный в 1927 году, можно назвать наиболее автобиографичным и противоречивым его сочинением. Он символизирует рубежный период в творчестве композитора. В Концерте иной раз образы не сливаются в единое целое, ощущается прерывистость развития, что вообще характерно для творчества Рахманинова этого периода, когда в него слились разные, подчас несопоставимые элементы: традиции русской музыки и джаз, древнерусский знаменный распев — и «ресторанная» эстрада 1930-х гг., виртуозный стиль XIX века — и жёсткая токкатность авангарда.

Мелодии-волны, преобладающие во Втором и Третьем концертах, сменились мелодиями «короткого дыхания», гармония и фактура рахманиновской музыки получили дальнейшее развитие и были усложнены.

 «Ада и Лоллий» Сергея Прокофьева более известна под названием «Скифская сюита». Рождественский дает это название подзаголовком. В 1914 году Прокофьев познакомился с Сергеем Дягилевым, который заказал ему для «Русских сезонов» в Париже балет на древнерусский сюжет, сказочный или исторический.

В поиске сюжета Прокофьев обратился к молодому тогда поэту Сергею Городецкому.

В письме к своему другу композитору Николаю Мясковскому Прокофьев писал: «Если Городецкий пришлет мне хорошее либретто(…), то я балет напишу, и весьма заковыристый». Однако у Дягилева этот «заковыристый балет» успеха не имел, и Прокофьеву ничего не оставалось, как переработать балет в оркестровую сюиту. Она состоит из трех частей: «Поклонение Велесу и Але», «Чужбог и пляска нечисти», «Ночь», «Поход Лоллия и шествие солнца»

Премьера нового сочинения Прокофьева под его управлением состоялась почти сто лет тому назад в Большом зале Петроградской филармонии 16 (29) января 1916 года и вызвала настоящую бурю. Журнал «Музыка» охарактеризовал концерт как «скандал в благородном семействе». Глазунов ушел, не дослушав сюиту до конца, оркестранты роптали.

Однако Зилоти, организатор концерта, остался доволен и музыкой и произведенным ею впечатлением.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *