Гергиев: «Мне важно, будет ли двадцать пятый спектакль»
20 сентября Мариинский театр открыл 223-й сезон. Давали «Пиковую даму» в постановке Александра Галибина (1999). Певший Германа Владимир Галузин был в голосе, спектакль шел с подъемом, имел изрядный успех.
По окончании прямо на сцене удалось буквально ухватить за рукав художественного руководителя — директора. Простоявший весь вечер за пультом, «усталый, но довольный», хоть и не утративший обычной своей стремительности, Валерий ГЕРГИЕВ рассказал о планах нового сезона.
— В 2006-м это здание закроется на реконструкцию, поэтому последний сезон в родном доме хочется провести так, чтобы он был достоин любого из предыдущих. Ближайшая премьера в конце октября — «Набукко» Верди. Наконец-то мы пригласили режиссера Дмитрия Бертмана.
— Почему «наконец-то»?
— Лет пять-шесть назад мы с ним уже говорили, просто тогда не получилось по нашим и его планам. Он очень хотел делать «Набукко», в России эту его французскую постановку не видели, но не думаю, что он будет слепо ее переносить к нам, — здесь все-таки немножко другие возможности. Еще одна опера Верди — «Фальстаф» — давно не звучала в России. Но она настолько замечательная, что, уверен, труппа в нее влюбится.
Надеемся, что это станет победой нового для нас режиссера — москвича Кирилла Серебренникова.
— Какая именно работа Серебренникова побудила вас его пригласить?
— Ну… мы капитально пообщались. Хоть практика и показывает, что западные режиссеры все еще сильнее наших, я не хочу полностью от них зависеть.
Я знаком и так или иначе работаю со всеми крупными мировыми режиссерами, хочу их сюда приглашать — вот сейчас Дэвид Маквикар будет ставить у нас «Поворот винта» Бриттена (Маквикар в 2001-м уже выпустил в Мариинском театре весьма посредственный спектакль «Макбет». — Ред.). Но я не могу превращаться в тормоз отечественных талантов — надо и своим давать возможность работать. Если режиссер не думает о том, чтобы осчастливить этот коллектив, а на сто процентов использует колоссальный потенциал труппы, все будет хорошо.
Серебренников не мессия, конечно, но, наверно, что-то интересное он нам предложит.
— А симфонические программы нового сезона?
— Во многом он посвящен 100-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мы уже обращались к «Леди Макбет Мценского уезда» и «Носу», теперь будут балетные премьеры, цикл «Все симфонии Шостаковича», которым я продирижирую в Лондоне. Концерты пройдут и здесь, и по городам России, в интересных для нас регионах.
Не пройдем мы и мимо юбилеев Моцарта, Шумана (250 лет со дня рождения первого и 150 — со дня смерти второго. — Ред.).
Я очень рассчитываю на продвижение молодых — успех «Путешествия в Реймс» показал, что они достойны петь и в других спектаклях на этой сцене. Только надо точно угадать, куда их уже можно вводить, а куда еще преждевременно. Но, безусловно, некоторые работы прошлого сезона — прежде всего «Путешествие» и «Мадам Баттерфлай» — будут пополняться молодыми составами.
— Гастроли?
— Их, как всегда, много. Буквально на днях мы покажем «Кольцо нибелунга» в Корее, где тетралогия никогда не звучала. Как и в Южной Калифорнии, где сумасшедшая киноиндустрия, а вот «Кольца» там до сих пор не ставили, Мариинский театр будет первопроходцем. Потом мы представим его на сцене «Метрополитен-опера», вернемся с ним в Баден-Баден…
Вообще огромное количество предложений по этой работе. Но мы ни в коем случае не забудем, что у нас есть нерешенные проблемы в русской опере. Кое-что надо переставить. Я хочу вернуть на нашу сцену «Бориса Годунова» Андрея Тарковского — по-моему, эта работа не устарела.
Усилим и нашего нового «Бориса» в постановке Виктора Крамера. Я отношусь к спектаклям, как к растениям, — они для меня продолжают расти. Мне совсем не важно, что на премьеру приедут полтора десятка человек из Москвы, скажут, как все плохо, и уедут, — мне важно, будет ли 25-й спектакль. Если люди полгода учили, готовили, строили, а хотя бы 12-го или 18-го спектакля нет — это выброшенный труд.
— В петербургской прессе появились слухи о том, что вместо сгоревших в позапрошлом году декорационных мастерских будет построен не концертный зал, как объявлено, а какой-то гигантский комплекс, чуть ли не Мариинка-3. Что там будет на самом деле?
— Наш коллектив, без преувеличения, выступает на лучших площадках Европы, Америки, Азии. Но теперь мы хотим создать свой зал, который по акустическим качествам не будет уступать самым знаменитым старым залам.
И новейшим залам тоже — а таких в мире немало, особенно в Японии. Важно, что в отличие от реконструкции исторического здания театра и строительства нового этот проект финансирует не государство, а наши друзья. Зал будет построен на пожертвования — деньги просто дарят.
Что очень необычно для России, где всегда рассчитывали только на бюджет, и это станет для меня самой желанной победой, потому что я вложил в этот проект очень много собственных сил и времени.
Беседовал Дмитрий ЦИЛИКИН, vremya