Главную награду Берлинале получил фильм Черный уголь, тонкий лед
Москва. 16 февраля. INTERFAX — Не сказать, что нынешний Берлинале принес в столицу Германии столь необходимые для масштабного культурного соревнования накал страстей и большую интригу. Наоборот – десять дней подарили гостям и участникам Берлинале ровный конкурс со всеми оттенками серого, перемежающийся редкими вспышками цветного и яркого. На изрядно сером фоне нельзя было не заметить американца Ричарда Линклейтера, получившего "Серебряного медведя" за режиссуру, и немца Дитриха Брюгеманна, которому достался приз за сценарий к фильму "Крестный путь".
Но ни эти две несомненно самые яркие работы в нынешнем конкурсе, ни вообще ничего не получивший фильм "71" британца Яна Деманжа не сумели получить главную награду – Золотого медведя" увез в Китай режиссер Дяо Иман за картину "Черный уголь, тонкий лед". Уезжавший вместе с ним актер Ляо Фань вез "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль в этом фильме.
В меру изящный неонуар "Черный уголь, тонкий лед" рассказывает о банде убийц, терроризирующей город на севере Китая. Город засыпан снегом, на котором кровь жертв смотрится очень эффектно. Впрочем, сам фильм снят в манере аскетичного фарса, что не всегда позволяет разглядеть ухмылку режиссера – многие восприняли этот фильм всерьез, не учуяв иронии, которой он буквально напичкан.
Ляо Фань, сыгравший бывшего полицейского, который по своей воле отправился на поиски и ликвидацию банды, был признан лучшим актером. Аскетичный рисунок его роли действительно органично вписывается в общую канву фильма. Кроме этого, про его работу, как, впрочем, и про фильм в целом, сказать нечего.
Впрочем, нет. Секс на смотровой площадке смотрится свежо. Теперь точно все.
Вторая по значимости награда — Гран-при жюри — отошла Уэсу Андерсону за картину "Отель "Гранд Будапешт" — авантюрную драму из жизни портье роскошного отеля. Британец Андерсон, многие годы успешно вспахивающий целину редкого жанра под названием "трагиавантюрный балаган", уже, кажется, поднаторел в нем до такой степени, что трагиавантюрность в его последней работе отступила на второй план, уступив место балагану.
И непостижимым образом мегазвездный состав фильма ему только мешает. Райф Фанз и Уиллем Дефо, Джуд Лоу и Тильда Суинтон, Эдвард Нортон и Мюррей Ф. Абрахам, Эдриен Броуди и Матье Амальрик – весь этот алмазный букет выглядит тут скорее пучком страз.
"Отрочество", за которое Линклейтер получил "Серебряного медведя" (режиссура), — картина, выполненная в формально революционной манере.
Двенадцать лет назад американец снял несколько эпизодов о жизни семилетнего мальчика Мейсона, его сестры Саманты, его родителей, бабушек-дедушек, друзей, соседей. Потом через год – еще несколько. Через год – еще.
И так двенадцать лет. Сценарий охватывает двенадцать лет жизни мальчика. На наших глазах почти младенец превращается в юношу, мать бесконечно выходит замуж и то худеет, то толстеет, отец женится на молодой, а Обама становится президентом.
Жизнь среднестатистической американской семьи удивительным образом завораживает и заставляет высидеть три долгих часа перед экраном. Хотя, казалось бы, ничего не происходит. И в этом – сила фильма. Линклейтер умудряется претворить провинциальные американские будни в захватывающую сагу о взрослении и обретении собственного "я".
"Серебряный медведь" за сценарий ушел к Дитриху и Анне Брюгеманнам, создавшим литературную основу фильма "Крестный путь".
Героиня картины — 14-летняя Мария, девочка из провинциального немецкого городка. Она становится заложницей религиозного фанатизма своих родителей-сектантов и совершает восхождение на условную Голгофу, четырнадцать раз останавливаясь в пути, как сам Иисус, которому безоговорочно принадлежит сердце юной героини. Формальная сторона фильма – прямая аллюзия Святого Писания – показалась жюри очень экстравагантной и даже затмила в его глазах излишнюю дидактичность картины.
Обладателем престижного приза им. Альфреда Бауэра, который обычно вручают молодым и перспективным режиссерам, в этом году стал 91-летний старец Ален Рене.
Таким образом жюри отметило его картину "Жизнь Райли", нарочито театрализованную картину с сильным вкусом сюра.