Глинка — Скрябин — Чайковский в исполнении Симфонического оркестра Капеллы
театр «Академическая Капелла Санкт Петербурга»
Капелла Санкт-Петербурга приглашает на концерт симфонической музыки. В исполнении Симфонического оркестра Капеллы под управлением заслуженного артиста России Александра Чернушенко прозвучат шедевры русской классической музыки: увертюра «Арагонская хота» Глинки, Фортепианный концерт Скрябина и Пятая симфония Чайковского.
Михаил Глинка по моде начала XIX века любил экзотику Юга: многих русских художников — поэтов, живописцев и музыкантов — привлекали горы Кавказа, степи Молдавии, красочные пейзажи и картины быта Италии и Испании. Это была не просто дань романтической моде, но порыв ко всему, чем была обделена «немытая Россия, страна рабов, страна господ». Может быть, желая насладиться радостными картинами, Глинка долго путешествовал по Италии и Испании, записывая бесхитростные народные напевы.
Один из них лег в основу его известной увертюры «Арагонская хота».
«Арагонская хота» Глинки – воплощенное «прекрасное виденье». Автор «Арагонской хоты», Глинка вместе со своими коллегами, поэтами и художниками пушкинской поры, стал творцом мифа о красоте, мифа о счастье: российская действительность, увы, не давала повода для создания блистательно-безмятежных произведений, и вдохновение для них можно было черпать лишь в романтических грезах и дальних странствиях.
Концерт для фортепиано с оркестром был написан Скрябиным в 1896 г. Известно, что в середине осени композитор принес первые две части (финала еще не было) С.Танееву, который дал ему несколько советов технологического свойства. Танеев высоко оценил новое произведение. В 1897 г. концерт был оркестрован и впервые исполнен 11 октября в Одессе.
Партию фортепиано исполнил автор, дирижировал В. И. Сафонов.
В этом сочинении бесспорно чувствуется близость к творчеству любимого композитора Скрябина в те годы, — Шопена. Можно заметить и некоторое влияние музыки Рахманинова, товарища Скрябина по консерватории. Однако в Концерте несомненно чувствуется уже неповторимый скрябинский стиль.
Симфонию №5 Чайковский посвятил своему «лучшему другу» — Надежде фон Мекк. К ней обращены следующие строки: «Буду теперь усиленно работать: мне ужасно хочется доказать не только другим, но и самому себе, что я еще не выдохся. Частенько находит на меня сомнение в себе и является вопрос: не пора ли остановиться, не слишком ли напрягал я всегда свою фантазию, не иссяк ли источник? Ведь когда-нибудь должно же это случиться, если мне суждено еще десяток-другой лет прожить, и почему знать, что не пришло уже время слагать оружие? Не знаю, писал ли я Вам, что решился симфонию писать?
Сначала шло довольно туго; теперь вдохновение как будто снизошло». Это было время, когда композитором все больше овладевали душевные противоречия, неудовлетворенность.
Эта симфония принадлежит к циклу, который можно назвать «циклом судьбы», включающим Четвертую, Пятую и Шестую симфонии. Их темой является напрасная борьба человека со своей судьбой. В Четвертой симфонии эта борьба разворачивается в сфере действительной жизни; в Пятой она помещена на духовный, если не метафизический уровень (в это время Чайковский только открыл для себя Шопенгауэра и был захвачен его трудами).
Премьера сочинения состоялась 5 ноября 1888 года под управлением автора.