«Гоголь-центр»: как бывшее паровозное депо стало театром для свободных людей
В новом выпуске программы «Театр с Аленой Солнцевой» рассказ о «Гоголь-центре». «Московские новости» представляют цикл интерактивных историй о театрах столицы. Нажимая на кнопки в плеере, вы узнаете о работе одной из самых известных творческих площадок Москвы.
Контекст
- «Практика»: театр для «креативного класса»
- «Центр драматургии и режиссуры»: как рождается театр будущего
«Гоголь-центр» — первая большая экспериментальная история, затеянная новым департаментом культуры Москвы.
Решительное вмешательство в тихую жизнь малозаметного Московского театра Гоголя отозвалось громадным скандалом, отголоски которого до сих пор раздаются в стенах Госдумы или на страницах СМИ, где и главу департамента Сергея Капкова, и его заместителя Евгению Шерменеву, и уж конечно ими назначенного худрука Кирилла Серебренникова отдельные представители театрального цеха обвиняют в желании погубить весь русский репертуарный театр, ну а заодно и русскую культуру, да и всю страну в придачу.
Семь тысяч квадратных метров в театральном здании на далекой улице Казакова за Курским вокзалом — это не столько завоевание для его новой команды, сколько громадная ответственность и нагрузка. Правда, департамент не забыл своих выдвиженцев и помог им со средствами. Но когда в феврале «Гоголь-центр» открылся для новой жизни, новому руководству театра было чем гордиться.
Здание изменилось принципиально. И хотя директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский сетует, что далеко не все еще сделано, пространство огромного, похожего на вокзал здания бывшего паровозного депо теперь точно можно назвать современным, дружелюбным, изящным и удобным. На открытии публике были предъявлены все так называемые резиденты «Гоголь-центра»: хореографическая компания из Костромы «Диалог Данс», студия Владимира Панкова SounDrama, ученики Кирилла Серебренникова из «Седьмой студии» и бывшая труппа Театра Гоголя, актеры которой понемногу вливаются в новый репертуар.
Амбициозные планы на первый сезон, вернее, на оставшуюся половину сезона обещали семь новых спектаклей. И пока все сбывается. «Митина любовь», «Елка для Ивановых», «Русская красавица» — премьеры на малой сцене. А на большой — обновленный «Сон в летнюю ночь» и два спектакля из трилогии постановок по киносценариям зарубежных фильмов — «Братья» по сценарию Лукино Висконти (постановка Алексея Мизгирева, пьеса Михаила Дурненкова) и «Идиоты» по мотивам фильма Ларса фон Триера (постановка Кирилла Серебренникова, пьеса Валерия Печейкина). Третий спектакль — «Страх съедает душу» по фильму Райнера Вернера Фассбиндера (постановка Владислава Наставшева, пьеса Любови Стрижак) — обещают показать в июне.
Дополнительно в афишу театра входят концерты, презентации, дискуссии — в общем, то, что должно собрать публику вместе в едином культурном пространстве в попытках понять, что происходит с нами здесь и сейчас. Публика — это очень важно. Если «Гоголь-центру» с его командой удастся раскрутить это место, сделать его посещаемым, популярным, модным, привлекательным, то схватку с обличителями можно считать выигранной.
Надо сказать, что на пространство такого масштаба современный российский театр выходит впервые. Но, с другой стороны, за полтора десятка лет все-таки очень многое изменилось, и сам географически удаленный, промышленный завокзальный район превратился в посещаемое место, появились «Винзавод» и «Арт-плей», современное искусство не без труда, но все же находит контакты со зрителем, молодые активные москвичи привыкают проводить свой досуг в культурных центрах, где всегда есть выбор. Да и новая драма и новые театральные площадки постепенно меняют жизнь Москвы, иные имена постепенно входят в культурный обиход.
И это все же обнадеживает.