Государство приняло вызов современного искусства (фото)

Как оказалось, в Беларуси есть актуальное искусство. На этот раз его существование признали не только подпольные творческие тусовки, но и официальная система. Первая Минская триеннале современного искусства прошла при поддержке Министерства культуры.

Организаторы из открывшегося год назад в Миске Центра современных искусств поставили себе задачу показать самые современные и передовые находки белорусских художников за последние 20 лет. «Из всего множества произведений белорусских художников мы отобрали те, которые экспериментируют в области формы», — объяснила один из организаторов Екатерина Розанкова.Государство приняло вызов современного искусства (фото)

На триеннале представлены разные виды искусства – живопись и фотография, скульптура и инсталляция, видеоарт и музыка, театр и перфоманс – все это, по задумке устроителей, должно демонстрировать авангард белорусского «contemporary art».

Как узнал от организаторов «Ежедневник», самых современных художников для выставки разыскивали отделы культуры облисполкомов, а также местные союзы служителей муз. «Облисполкомы предоставили нам списки художников, после чего мы связывались с ними, отсматривали фотоматериал, к понравившимся авторам были направлены фотограф и корреспондент, и по итогам интервью и фотографий мы отбирали тех, кто соответствует концепции нашей выставки», — рассказала Екатерина Розанкова.

Организатор объясняет, что процесс отбора произведений всегда будет субъективным, осталось много художников, обиженных за то, что их не пригласили. «Все достойные произведения мы не могли вместить в стены этого, пусть и огромного, здания – это напоминало бы какую-то ярмарку, — говорит специалист Центра современных искусств. – Мы старались, чтобы все представленные произведения образовывали некое единство и не конфликтовали друг с другом».

Так, широко представлена на выставке группа художников от Витебского центра современного искусства, чьи находки в области формы прекрасно соответствуют идее триеннале.

Витебчан похвалил и один из представителей арт-богемы, который согласился составить «Ежедневнику» компанию в экскурсии по выставке. «Традиции и оформившаяся артистическая среда, в которой растут витебские художники, дало свой результат», — объяснял знаток музы, направляясь в угол со странными полотнами, который был почти свободен от публики.

Многие произведения, вокруг которых активно фотографировались посетители, наш собеседник назвал «попсой». «Я не говорю о всевозможных роботах-машинках световых проекциях – это вообще не искусство, а скорее мастерство, к художественной культуре отношения не имеющее», — говорит ценитель высокого искусства.

«А вот эти, — показывает наш собеседник на яркие «египетские» статуи и на торчащие вверх дамские ножки, — годятся скорее для сувенирной лавки, чем для серьезной выставки».

Кроме того, как заверил собеседник «Ежедневника», многие произведения, которые позиционируются организаторами выставки как ультрасовременные находки и результаты необычных экспериментов в области формы, – на самом деле вторичны и подражательны.

«Это уже не просто безвкусно, это пошло», — не выдержала испытания посредственностью деликатная душа поклонника музы. «Но почему?» — спрашивает несведущий в артистических тонкостях «Ежедневник», глядя на вполне невинные геометрические фигуры. Знаток нас охотно просветил: «Может быть, когда-то это и было находкой некоего гениального художника. Но потом эту находку освоила массовая культура, растиражировала, сделала модной.

И настоящие художники уже не будут всерьез использовать данные мотивы».

Сменив вскоре гнев на милость, завсегдатай артистической богемы признал, что поддержка государством актуального искусства – это уже большой прогресс для Беларуси. А ожидать, что на такую выставку попадут настоящие авангардные произведения, было бы слишком высоким требованием к ней.

«Авангардное искусство может существовать лишь вне официальной культурной парадигмы, вне системы. Его аудитория – небольшая группа городских сумасшедших. При удачном стечении обстоятельств и авторской гениальности в аудиторию включаются городские сумасшедшие из других стран и континентов.

Помните фестиваль «Дах»? Вот там было полное сумасшествие».
Авангард – это всегда бунт и вызов, он дает пощечину общественным вкусам и мещанской морали, считают знатоки. Как и следовало предполагать, чинные дамы и господа на минской триеннале никакой пощечины не получили – «бунт и вызов» здесь подчищен и приведен в соответствие с ГОСТом.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *