Грезы о любви и смерти
«Мален» М. Метерлинка в театре «Современник», реж. В.Агеев Ксения ЛАРИНА, Фото Владимир МАШАТИН Одна из самых загадочных премьер сезона завораживает своей недосказанностью и вызывающей несовременностью сценического языка. Призрак Константина Гавриловича Треплева явно поучаствовал в постановке этого мистического триллера – все от грима и костюмов до распевных зловещих интонаций отсылает нас куда-то к началу прошлого века, к томным взглядам из-под длинных ресниц, развевающимся одеждам, распущенным волосам и любовным стонам.
Попробуйте сложить пазлы из этих персонажей на свой страх и риск, – и у вас обязательно получится что-нибудь трагическое. С неизбежной смертью в финале. По этому Метерлинку явно пробежался Шекспир – вы увидите и услышите знакомые мотивы то из «Гамлета», то из «Макбета», то из «Короля Лира», а то из «Ромео и Джульетты».
Цитаты из великих трагедий перемежаются явными цитатами из культовых спектаклей – например, заимствованная мизансцена из «Служанок» Романа Виктюка вопиет со сцены кроваво-красным шарфом, сцепившим смертельным объятьем хрупкую девичью шейку.
Однозначность образов как ни странно, не сковывает актеров, а наоборот – позволяет им быть максимально раскованными, свободными от обязательств перед сценической правдой. К черту правду! Да здравствует Красота! Да здравствует Жест! Да здравствует Голос!
Да здравствует Стон! Потому так неестественно белы и длинны ресницы у бледнолицей измученной Мален, и так изощренно изогнуты черные брови у злодейки Королевы-Мачехи. На Марину Александрову (Мален) – звезду отечественных телесериалов – смотреть чрезвычайно приятно. В ней все – совершенство: обаятельная улыбка, распахнутые (по-другому не скажешь, именно – распахнутые) огромные глаза, хрупкая фигурка, тонкие руки.
Принцесса Мален читается воплощением Невинности, существом почти бестелесным, ангельским – может, поэтому болезнь и последующая смерть ее выглядит вполне естественной – ведь такому Ангелу нет места на Земле. Ангел должен порхать в бескрайней синеве – куда его и «отправляет» путем удушения вышеозначенным шарфом метерлинковская «леди Макбет», королева Анна (Елена Плаксина). Марина Александрова так молода и очаровательна, что талантов драматической артистки ей проявлять пока не обязательно – она находится в том прекрасном нежном возрасте, когда еще можно позволить себе роскошь ничего не изображать, а просто быть естественной и органичной, этого вполне достаточно для того, чтобы публика не отрывала от нее глаз.
Публика не отрывает.
Звезда отечественного кинематографа Артур Смольянинов (Принц Гиальмар) – напротив, явно демонстрирует свои профессиональные актерские навыки. Он активно пользует свой взрывной темперамент, пытается импровизировать в жестком режиссерском рисунке, с трудом справляется с брызжущими через край эмоциями – и такая «неуправляемость» ему явно к лицу. Кажется, он об этом догадывается – так как в некоторых сценах увлечение своей игрой переходит в откровенное самолюбование, не самое приятное качество для мужчины на сцене.
Может ли Смольянинов сыграть Гамлета? Почему бы и нет? Ведь делает это в Московском Художественном его коллега по «среднему» экрану «мент» Михаил Трухин, и делает вполне сносно – народ ходит. Ведь это только кажется, что «медийным» персонажам на сцену выходить легко и просто, на самом деле к ним всегда предъявляется особый счет – как критиками, так и простыми зрителями.
Актерам популярным, узнаваемым – в театральных работах каждый раз заново приходится доказывать свою профессиональную состоятельность.
«Современник» любит проверять молодых артистов на прочность – бросая их либо в самые рискованные эксперименты, либо на классические масштабные роли. Кто выплывет – тому и звезда на погоны, кто потонет – тому обратно в телевизор, в шоу, в «мыло». Что будет с «Мален» – предсказать трудно. Уж слишком не привычный, не освоенный для нашего театра материал. Хотя Метерлинк сейчас явно входит в моду, и, может быть, Владимир Агеев угадал это движение в сторону мистицизма.
Красота бескрайнего неба, заливающегося то синим, то желтым, то кроваво-алым светом, размашистость огромных вращающихся окон, откровенная вычурность сценических поз, бегающие тени по заднику и зловещий конструктивизм костюмов – все это делает спектакль образным, динамичным. Еще бы чуть-чуть иронии – и он бы полетел.