Гримерка со скелетом
В любом театре мира есть своя история о призраке Елена МИЛИЕНКО Театр манит нас своей тайной. Здесь рождаются прекрасные творения и воплощаются в жизнь самые смелые идеи. Сила актерского перевоплощения увлекает зрителей и уносит в мир грез.
Театр – это труд, мастерство и немного волшебства. А где сказка, там и привидения.
С древних времен человека привлекает все необычное. Как правило, такие верования являются составной частью религии, мифов или фольклора. В Средние века люди верили во всевозможные привидения, в более поздние времена Средневековья на таких поверьях сказывалось влияние христианской церкви, согласно которой призраки являлись душами, попавшими в чистилище. И хотя романтизм XVIII века заметно ослабил веру в призраков, уже в XIX веке в моду вошел спиритизм, и фантомы вновь стали весьма популярными.
В христианской религии привидения, исполненные какого-то религиозного смысла, несут в себе элемент святости и считаются угодными. Зато все другие видения рассматриваются как галлюцинации, сотворенные сатаной.
В 1908 году физик сэр Оливер Лодж выдвинул гипотезу, согласно которой привидения представляют собой «призрачное отображение какой-то длительной трагедии, произошедшей в прошлом». Ученый предположил, что в окружающей среде каким-то образом запечатлеваются мощные эмоции, которые впоследствии могут быть восприняты людьми, обладающими достаточной чувствительностью. Поэтому неудивительно, что именно в театрах чаще всего, если мы вообще в это верим, встречаются призраки.
Призраки сцен Туманного Альбиона
Консервативные англичане – довольно суеверный народ, поэтому не случайно на долю именно лондонских театров приходится наибольшее количество рассказов о привидениях.
Так, в театре «Адельфи» поселился призрак ведущего актера этого театра, жившего в конце XIX века, Уильяма Терриса. Этот любимчик публики вызывал жгучую ревность и зависть у своего коллеги Ричарда Принса. Неприязнь была столь велика, что Принс в конце концов заколол несчастного Терриса кинжалом.
Свидетели этой страшной сцены слышали, как актер, умирая, прошептал: «Я еще вернусь». Случилось это в 1897 году. И с тех пор не одно поколение актеров этого театра периодически слышит из его бывшей гримуборной необъяснимый стук и видит странный свет.
Говорят, что призрак актера иногда покидает театр и спускается на платформу ближайшей станции метро «Черинг-Кросс», где ожидает последнего поезда. Интересно, что подробные описания его одежды и трости соответствуют тому, в чем любил ходить актер.
И в театре «Хеймаркет» есть свои привидения. Это бывший актер и директор театра Джон Бакстоун, скончавшийся в 1879 году. Призрак Бакстоуна, фаворита королевы Виктории, по утверждению очевидцев, весьма дружелюбен.
Временами он появляется в одной из лож театра, а иногда в своей старой гримерной, дверь которой вдруг открывается и закрывается сама по себе. А однажды режиссер популярного музыкального ревю увидел призрака, одетого в длинный черный фрак, за спиной одного из артистов. Он немного постоял и растворился в воздухе, оставив режиссера в полном недоумении.
Еще один призрак «Хеймаркета» – образ Генри Филда, который в XVIII веке тоже был актером и руководителем театра. Характерно, что призраки этих двух уважаемых людей прекрасно уживаются друг с другом. Во всяком случае, историй, связанных со скандалами между ними, еще никто не слышал.
Но чемпионом по призракам, безусловно, стал Королевский театр на Друри-лейн. Расположенный в старинном здании, построенном триста лет назад, он славится тем, что в нем поселились сразу несколько привидений.
Это и призрак комедийного танцовщика Дэна Лиино, чье лицо иногда возникает в зеркале гримерной, которой он пользовался во время спектаклей. Это и «Человек в сером», напугавший за последние двести лет не один десяток зрителей и актеров. Одетый в сюртук, бриджи и шляпу-треуголку, он появляется в зрительном зале, проходит между креслами на сцену и там исчезает.
Иногда его видят сидящим в одном из зрительских кресел, а однажды, видимо, решив запечатлеть свой призрачный образ, он появился на сцене среди актеров, собравшихся фотографироваться после премьеры.
В этом же театре порой случаются весьма странные происшествия. То актеры во время спектакля подвергаются толчкам «невидимых рук», то чья-то рука хватает театрального архивариуса за пальто и не дает ему выйти из кабинета.
А совсем уж трогательную историю расскажут вам в театре «Колизеум». Сюда во время Первой мировой войны перед отправкой на фронт зашел послушать оперу молодой солдат. Последний вечер в Лондоне и услышанное в театре оставили в душе солдата такие неизгладимые впечатления, что, даже будучи убитым на той войне, он в каждую годовщину своей гибели неизменно занимает место в бельэтаже.
Женщина в голубом, Есенин и обиженная Алиса
Надо сказать, что и Москва по количеству театральных призраков стремится соперничать с Лондоном: нам тоже есть, чем развлечь зрителя.
Так, в детском театре «А-Я», который находится в доме 5 по Петровскому переулку, с недавнего времени поселился призрак поэта Сергея Есенина.
О том, что в . По ходу пьесы дух музыканта философствует о самоубийстве, пытаясь решить, является ли добровольный уход из жизни низким и малодушным поступком, или напротив – мужественным и смелым.
Но самым известным театральным призраком является, безусловно, знаменитый персонаж романа Гастона Леру «Призрак оперы». И не важно, что на самом деле он оказался вовсе не призраком, а одаренным вокалистом и талантливым инженером со скверным характером и уродливой физиономией. Интерес к нему и ко всем его «коллегам по цеху» от этого не ослабевает.
И с завидной периодичностью на мировых сценах появляются театральные персонажи-призраки, а за кулисами, то возникая, то исчезая, в воздухе бродят их прототипы.