ХII Международный Зимний фестиваль «Площадь Искусств»

театр «Академическая Филармония им. Д.Д. Шостаковича»

Художественный руководитель фестиваля — Юрий ТЕМИРКАНОВ
14-25 декабря

14 декабря в Большом зале филармонии состоится ОТКРЫТИЕ XII Международного Зимнего фестиваля «ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ». Художественный руководитель фестиваля маэстро Юрий ТЕМИРКАНОВ и ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии исполнят программу из произведений БЕТХОВЕНА — Концерт для фортепиано с оркестром №3 и «Героическую» симфонию.ХII Международный Зимний фестиваль «Площадь Искусств» Солист — знаменитый английский пианист,  признаннный  в мире одним из авторитетнейших интерпретаторов Бетховена, Джон ЛИЛЛ.

Оба  сочинения Бетховена  были написаны в 1800-1803 годах, и представляют собой образцы музыки среднего периода жизни и творчества их автора. Если фортепианный концерт посвящен Принцу Прусскому Людвигу Фридриху Христиану,  то Третью, «Героическую» симфонию Бетховен первоначально намеревался посвятить властителю умов своего поколения — Наполеону Бонапарту, но в последний момент, узнав, что вождь французской революции провозгласил себя Императором с последующим наследованием титула его потомками,  пришел в ярость и зачеркнул посвящение, написанное на заглавном листе симфонии. Как несложно понять, политические события во все времена занимали умы передовых художников.

Солистом в фортепианном концерте выступит знаменитый английский пианист Джон Лилл. Для своего дебюта в 1963 году в Лондонском Королевском фестивальном зале 19-летний Лилл  выбрал Пятый концерт Бетховена, а спустя год его имя стало широко известно и в России, и во всем мире, когда он выиграл Конкурс Чайковского, разделив победу с замечательным российским пианистом Владимиром Крайневым. За этой победой последовали его выступления с лучшими оркестрами мира, сотрудничество с крупнейшими дирижерами, такими как Д.Барбиролли, Й.Йохум, С.Озава, Е.Светланов, Г.Рождественский. Лилл выступал в СССР, на Ближнем Востоке и в Австралии, совершил гастрольные туры по Великобритании с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Ф. де Бургоса, с кёльнским «Гюрцених-оркестром» под руководством М.Яновского, выступал с Лондонским филармоническим оркестром в России и Лондонским симфоническим оркестром в Японии. Пианист регулярно концертирует во всех музыкальных столицах Европы — Вене, Берлине, Амстердаме, Париже, Праге, Стокгольме, Риме.

Часто посещает США, где работал с Нью-Йоркским филармоническим, Балтиморским, Филадельфийским, Кливлендским, Далласским симфоническими оркестрами, а также Бостонским симфоническим в Тэнглвуде. Лилл — постоянный участник ежегодного лондонского фестиваля BBC Proms, сотрудничает с основными оркестрами Великобритании — Бирмингемским, Королевским ливерпульским филармоническим, Королевским шотландским национальным и лучшими лондонскими коллективами. В разнообразном репертуаре музыканта более шестидесяти фортепианных концертов.

Пианист осуществил записи на фирмах Deutsche Grammophon, EMI (все фортепианные концерты Бетховена), ACV (Два концерта Брамса, сонаты Бетховена и Прокофьева), Pickwick Records (Первый концерт Чайковского).

15 декабря фестиваль «Площадь искусств» представит слушателям грандиозный концерт «ВЕРДИ-ГАЛА». Прозвучат фрагменты самых знаменитых опер великого итальянца — «Травиата», «Риголетто», «Жанна д’Арк», «Набукко». АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии выступит под управлением итальянского маэстро Андреа БАТТИСТОНИ, солисты — Дезире РАНКАТОРЕ (сопрано), Ольга ЛЕМАН-БАЛАШОВА (меццо-сопрано), Франческо МЕЛИ (тенор) и Лео НУЧЧИ (баритон).

Второй концерт XII Международного фестиваля «Площадь Искусств» станет подарком прежде всего поклонникам оперного жанра и, в особенности, тем, кто любит музыку Джузеппе Верди. В этот вечер прозвучат фрагменты самых известных опер великого итальянца, «Травиата» и «Риголетто», в исполнении знаменитых итальянских музыкантов. Дирижировать программой будет Андреа Баттистони, 24-летний уроженец Вероны, получивший год назад место дирижера в Королевском оперном театре Пармы, музыкальным директором которого является Маэстро Темирканов.

Таким образом, можно сказать, что Юрий Темирканов представляет в Санкт-Петербурге своего молодого итальянского коллегу.

Подлинным героем вечера обещает стать всемирно известный баритон Лео Нуччи, по мнению критиков, сегодня — лучший исполнитель партии Риголетто в мире. 30-летний генуэзец Франческо Мели — восходящая звезда оперного небосклона. Сегодня он поет в Ла Скала, Парижской и Цюрихской операх, выступает с лучшими дирижерами мира, такими как Лорин Маазель, Рикардо Мути, Джанандреа Нозеда. В России Мели дебютировал в «Любовном напитке», поставленном в Михайловском театре.

Обладательница лирико-колоратурного сопрано Дезире Ранкаторе начинала свою музыкальную карьеру с игры на фортепиано и скрипке, что позволило ей, начав петь в 16 лет, к х, вобрав в себя множество событий и жизненных впечатлений автора. Сегодня «Реквием» Верди не менее популярен, чем его оперы, и исполняется постоянно на всех пяти континентах, объединяя людей разных верований, языков и традиций.

17 и 24 декабря в Малом зале филармонии в рамках фестиваля «Площадь искусств» состоятся два фортепианных вечера. Продолжая итальянскую линию фестиваля, 17 декабря здесь выступит известный итальянский пианист Джузеппе АЛЬБАНЕЗЕ, а 24 декабря — юная японская пианистка Аими КОБАЯШИ.

Два клавирабенда в Малом зале филармонии станут своеобразным взглядом фестиваля «Площадь Искусств» на сегодняшние тенденции  фортепианного исполнительства в мире.  Оба исполнителя, итальянец Джузеппе Альбанезе и японка Аими Кобаяши, еще молоды; Альбанезе 32 года, Кобаяши — всего 16 лет. Оба представляют свои национальные школы игры на рояле.

Талант Джузеппе Альбанезе возмужал и окреп в годы его обучения в знаменитой школе «Встречи с Маэстро», которая находится в небольшом городке Имола, что рядом с Болоньей. В школе преподают лучшие пианисты со всего мира, а процесс обучения строится как серия мастер-классов, которые знаменитые учителя дают своим талантливым ученикам.  Джузеппе Альбанезе сначала стал известен в своей стране, выиграв конкурсы пианистов  в Равенне, Риме, Венеции и Больцано. Эти первые победы явились толчком к признанию молодого итальянского пианиста  в Европе, где Альбанезе регулярно выступает, начиная с конца 90-х годов.

Тогда же стали появляться и первые релизы Альбанезе, выпущенные ведущими звукозаписывающими компаниями, такими как "Агора", JMC и др.  Репертуар пианиста широк и разнообразен, и все же акцент Альбанезе ставит на яркой и эффектной музыке романтизма. Такова и программа концерта, который он представит 17 декабря в Малом зале филармонии, включающая сочинения Листа и Таузига, а также листовские транскрипции "шлягеров" своего времени  Берлиоза, Вагнера и Беллини.

Аими Кобаяши лишь несколько лет назад переехала  в Токио; до этого времени она жила с родителями — немузыкантами в небольшом селении Убе, префектура Ямагучи. С трех лет Кобаяши занималась игрой на рояле, впервые сыграла с оркестром в семь; когда ей исполнилось восемь,  ее заметила и пригласила к себе учиться Йоко Ниномия, знаменитый педагог из Токио. С тех пор еженедельно Аими Кобаяши самостоятельно добиралась до аэропорта, чтобы сесть в самолет и прилететь в Токио на урок, который с перерывом на ночной сон, продолжался  ровно два дня, весь уикенд. Впервые Кобаяши громко заявила о себе в Рудь поселился во Франции постоянно, эмигрировав из СССР. В центре творческих поисков пианиста — музыка русских композиторов начала XX века, и, шире, изучение и использование тенденций и подходов, синтезирующих разные искусства, которые появились на рубеже XIX и XX веков. Художник Василий Кандинский интенсивно экспериментировал с разными жанрами, и театральная постановка «Картинок с выставки», великого фортепианного цикла Модеста Мусоргского, стала кульминационной точкой его поисков синтетического искусства.

Всего Кандинский создал более десяти сценических композиций, ни одна из которых, за исключением «Картинок с выставки», не была исполнена при его жизни. Все материалы и 16 акварелей, связанных с этой работой, находятся в музее современного искусства имени Жоржа Помпиду в Париже, и пианист Михаил Рудь с помощью неопубликованных архивных материалов сумел восстановить этот проект.

19 декабря на «Площади искусств» АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Александра ДМИТРИЕВА испонит следующую программу: РЕСПИГИ — симфоническая поэма «Фонтаны Рима»,  МЕНДЕЛЬСОН — симсфония «4 «Итальянская», РАХМАНИНОВ — Концерт для фортепиано с оркестром №2. Солист — Игорь ЧЕТУЕВ.

Этот концерт представит программу, которая заставит снова вспомнить об итальянском акценте всего фестиваля. Откроет вечер сочинение Отторино Респиги, композитора первой половины ХХ века, известного, в частности,  своеобразными «русскими» корнями своего творчества; в 1900-м году Респиги на протяжении полугода занимался композицией в Санкт-Петербургской Консерватории под руководством Н.А.Римского-Корсакова. В 1916 г. Респиги создал одно из лучших своих сочинений, принесших ему мировую слову — симфоническую поэму «Фонтаны Рима», в которой отразились его впечатления от четырёх фонтанов Вечного города.

«Итальянская» симфония Феликса Мендельсона  также стала одним из наиболее часто исполняемых сочинений этого композитора. Одну из первых в истории музыки романтических симфоний, «Итальянскую» называют путевым дневником поэта, восхищенного красотой Италии: ее пейзажами,  архитектурой и, конечно,  ее жителями. Финал симфонии похож на итальянский карнавал; в основе музыки тема народного танца – сальтареллы, известного со времен средневековья.

Мендельсон, который был не только гениальным композитором, но и незаурядным художником-акварелистом, как будто видит все происходящее. Эта картинность, едва ли не визуальность музыки Мендельсона, очень романтичны – такое конкретное, колоритное «описание» музыкальных событий никогда еще до него не встречалось в музыке.

Особняком в программе концерта стоит Второй Концерт Рахманинова. Солировать приглашен пианист Игорь Четуев, получивший мировую известность благодаря своей победе в 1998 г.   в Международном конкурсе пианистов имени Артура Рубинштейна в Израиле. Этому событию предшествовали годы учебы у Владимира Крайнева в Ганновере, где пианист впоследствии  поселился и живет сегодня.

Началось же все с победы 14-летнего крымчанина Игоря Четуева на конкурсе в Харькове, где его заметил и пригласил к себе учиться легендарный Владимир Крайнев.

Фестивальный день , когда  для участия в Люцернском фестивале был собран оркестр  под руководством Артуро Тосканини.

х в Москве, в ГМИИ им.Пушкина. Приобщиться к великим традициям, к особой музыкантской породе и просто послушать музыку Бетховена — вот те возможности, что открывает перспектива похода в Большой зал филармонии в этот вечер. 

23 декабря в Большом зале филармонии выступит итальянский ансамбль старинной музыки CAPPELLA  AUGUSTANA. Художественный руководитель и солист этого коллектива — клавесинист Маттео МЕССОРИ. В программе — концерты и кантаты И.С.БАХА.

Солисты: Ольга ЛЕМАН-БАЛАШОВА (меццо-сопрано), Стефано БАРНЕСКИ (скрипка), Лука ДЖАРДИНИ (скрипка), Габриеле КАССОНЕ (труба) и Мари Луиджи ЛУПО (флейта).

Концерт ансамбля старинной музыки Cappella Augustana и певицы Ольги Леман-Балашовой станет подарком всем, кто любит и ценит старинную музыку в аутентичном исполнении. Тем более программа, выбранная для этого концерта, монографична; всего один автор — великий Иоганн Себастьян Бах.

Ольга Леман-Балашова запомнилась петербургским меломанам своими выступлениями в Большом Зале филармонии в прошлых сезонах. Певица, обладающая редкой красоты  колоратурным меццо-сопрано, родилась в Москве. Искусству бельканто Ольга училась в Париже, в Савоне, в Московской Консерватории, актерское мастерство постигала в стенах  ГИТИСа.

Широк круг творческих интересов Балашовой, обширна география ее гастролей, помимо основных произведений репертуара для колоратурного меццо-сопрано, Ольга исполняет и старинную музыку, и современную.

Ансамбль Cappella Augustana был основан в х, когда Малера был занят работой над этим сочинением, жизнь повернулась к нему своей лучшей стороной.  Женитьба на Альме Шиндлер, женщине, которую Малер боготворил, придала его таланту новый полет, а рождение двух дочерей сделало семью полностью гармоничной. Удачно складывалась и карьера Малера в эти годы: пост директора Венского королевского театра, который он занял, автоматически выводил Малера в авангард европейской культуры. Однако музыка Малера в те годы еще не проложила широкой дороги к своему слушателю, многое в ней было не понятно современникам. Музыковеды отмечают, что написание Седьмой симфонии стало  новым и  решающим этапом  в творчестве композитора.

Здесь нет больше начертанной его рукой программы, как в более ранних симфониях, нет аллюзий к вокальным циклам, нет певцов. Только средствами музыки, исполненной симфоническим оркестром, реализуется сюжет, чья логика, подобно бетховенской, отталкиваясь от драматического конфликта первой части, приходит к радости и ликованию финала, и все это свершается путем сопоставления образов "дня" и "ночи", света и тени, столь характерных для немецкого романтизма. Еще одно интересное наблюдение, принадлежащее большому знатоку творчества Малера, музыковеду И.Соллертинскому, адресует музыку второй части симфонии к знаменитой картине Рембрандта "Ночной дозор": "на уснувших улицах города гулко отдаются шаги таинственного патруля, где-то вдали перекликаются приглушенные рога, испуганно кричат на черных ветвях потревоженные птицы"… 
 
В этот же вечер в Малом зале филармонии состоится сольный фортепианный концерт молодой японской исполнительницы Аими КОБАЯШИ. В программе: МОЦАРТ. Соната ре мажор, KV 576, БЕТХОВЕН.

Соната № 23 фа мажор, соч. 57 ( «Appassionata»), ПРОКОФЬЕВ. Соната №3 ля минор, соч. 28, ШОПЕН.

Соната №2 си-бемоль минор, соч. 35.

Завершится фестиваль «Площадь искусств» 25 декабря в Большом зале филармонии. ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии посвятит свою программу сочинениям БРАМСА, прозвучат его Вторая симфония и Второй концерт для фортепиано с оркестром. Солист — Ефим БРОНФМАН (США), за пультом — маэстро Юрий ТЕМИРКАНОВ.

Сегодня Ефим Бронфман – один из наиболее интенсивно концертирующих пианистов мира. Он выступает как с сольными программами, так и с выдающимися оркестрами, среди которых Израильский и Венский филармонические, Филадельфийский, Чикагский симфонические, Оркестр де Пари и Радио Франс, Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестр Академии Санта Чечилия, Оркестр Баварского радио и многие другие. В сезоне 2007/08 Ефим Бронфман был объявлен «Perspectives-artist» Карнеги-холла, в сезоне 2008/09 в статусе артиста «On Location» он постоянно сотрудничает с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром. Также в текущем сезоне запланированы выступления с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Балтимора, Монреаля, Торонто, с Нью-Йоркским и Берлинским (на Зальцбургском фестивале) филармоническими, с оркестрами Тонхалле и Концертгебау. Пианист сотрудничает с крупнейшими дирижерами мира – Д.Баренбоймом, Г.Бломштедтом, К.Донаньи, Ш.Дютуа, К.Эшенбахом, К.Мазуром, Л.Маазелем, Ю.Темиркановым, В.Гергиевым, М.Янсонсом.

Серьезное внимание уделяет камерному музицированию, выступая в составе различных ансамблей с выдающимися исполнителями современности – И.Стерном, Ш.Минцем, Ж.-П.Рампалем, П.Цукерманом, И.Перлманом, Йо-Йо-Ма, Л.Харреллом, М.Майским, Б.Хендрикс, Э.Аксом, Обществом камерной музыки Линкольн-центра, Эмерсон-, Джульярд-, Гварнери-, Кливленд-квартетами. Участник многих фестивалей. Осуществил большое число записей на фирме «Sony Classical».

Удостоен престижных наград, в том числе Avery Fisher Prize (1991) и премии Grammy (1997).

Ефим Бронфман родился в Ташкенте в 1958 году. В 1973 году эмигрировал в Израиль, где занимался в Музыкальной академии Рубина при Тель-Авивском университете у А.Варди. В 1975 году состоялся международный дебют Е.Бронфмана с Монреальским симфоническим оркестром под управлением З.Меты.

Затем пианист продолжил обучение в США в Джульярдской школе, в Мальборо- и Кертис-институтах, совершенствовался под руководством Р.Феркусны, Л.Фляйшера и Р.Серкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *