Ибсен на языке блоггеров
В Театре Маяковского появился «Враг народа» Татьяна ВЛАСОВА «Враг народа» в Театре Маяковского стал смелой попыткой политического высказывания. Чего не занимать спектаклю молодого режиссера Никиты Кобелева, так это публицистического пафоса. И в гражданской позиции ему не откажешь. Она прозвучала резко и прямолинейно, может быть, даже слишком. Не часто приходится слышать со сцены, что наш общественный строй прогнил до основания.
В «Маяковке» об этом говорят, причем на языке сегодняшних блоггеров, не претендуя на философские «глубины» и поэтические «высоты». Просто называют вещи своими именами.
Пьесу Ибсена «модернизировала» драматург Саша Денисова и превратила героев в сегодняшних чиновников, бизнесменов, представителей «независимой» прессы и хипстеров в лице ?
С одной стороны, может показаться, что переписанный Сашей Денисовой Ибсен не приобрел ничего, кроме современных реалий – в спектакль попало множество фактов и пассажей, уже отыгранных журналистами в блогах и печатных СМИ. Не удивительно, что со сцены они воспринимаются как «вторсырье», а зрители начинают скучать и решают, что режиссер с драматургом «ломятся в открытую дверь». Но с другой стороны, «Враг народа» в «Маяковке» сфокусировал внимание на том, как важно не смолчать и как сложно отстаивать свою правоту, что заставляет нас «ввязаться в драку» и протестовать.
Причем логика протеста, его причины и следствия, о которых в спектакле тоже идет речь, не замыкаются на политике – они сходятся на человеке и на чувстве собственного достоинства, которого большинству в нашем обществе, где принято не говорить лишнего и не нарываться, явно не хватает. Саша Денисова и Никита Кобелев еще раз напомнили об этом, честно, бескомпромиссно и темпераментно, но уже не в блоге, а в зале академического театра.