Игра в декаданс

В «Школе современной пьесы» прислушались к шуму времени Ирина РЕШЕТКИНА   В преддверии закрытия театрального сезона «Школа современной пьесы» совместно с Международным центром театральных инициатив представили экспериментальный проект «Убейте эту женщину!» по пьесе современного болгарского драматурга Майи Праматаровой. Главная героиня спектакля, заблудившись в лабиринтах своего подсознания, пытается определить себя и вырваться из власти охвативших ее образов. Однако действительность трещит по швам в борьбе с виртуальной реальностью. Режиссером постановки выступил основатель театра-студии «Чет-Нечет» Александр Пономарев, который в 1999 году стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «Новация» за «Победу над солнцем» в РАМТе. Материалом для своих спектаклей Александр Пономарев выбирает преимущественно произведения писателей-авангардистов, таких как Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Даниил Хармс.

Однако и в постановке современной пьесы он не отступился от своих принципов и продолжил переосмыслять эксперименты русского авангарда. На этот раз в поле его зрения оказалась сама природа звука. К слову, предпосылки для такого решения в подзаголовке своей пьесы дает драматург Майя Праматарова, которая указывает, что «пьеса для актрисы и мультимедийных средств». По сути своей мультимедийные средства – комбинация текста, графики, аудио и видео материалов отсылают к идее синтеза искусств начала XX века (к чему тяготеет режиссер), когда свето-музыкальные эксперименты проводил Скрябин, когда Кандинский занялся сценическими опытами, а Лев Термен создал первый электромузыкальный инструмент терменвокс.

Кстати, в работе над спектаклем принял участие композитор, автор мультимедийных проектов  и директор Термен-центра в Москве Андрей Смирнов, который в этой постановке отвечал за интерактивный звук. Однако режиссер перед прогоном предупредил, что это только демо версия спектакля, поэтому не все задуманное может удаться. К сожалению, во многом так и вышло. Больше всего обидно за сорванную, видимо, по техническим причинам финальную трагическую сцену, которая не прозвучала в полную силу, а скорее вылилась в насмешку или фарс – вместо задуманной проекции на стене синего зала появился логотип небезызвестной фирмы с тремя попугайчиками.

Который как усмешка-оскал двадцать первого века и сопроводил последний отчаянный и безысходный монолог главной героини, по сути, ее самоубийство.
В своем моноспектакле «Убейте эту женщину!» Ирина Автух исполняет сразу три роли – современную актрису Аду, эмигрировшую в США, голливудскую звезду немого кино Аллу Назимову и также она предстает в образе уайльдовской Саломеи. Главная героиня Ада в свой 50-летний юбилей остается одна – ее муж Адамов, к которому она всю свою жизнь обращалась только по фамилии, сбегает к их единственной подруге. В чужой Америке на берегу беспощадного океана она остается совсем одна с демонами своего «я», которые и пришли смущать брошенную Аду в день ее рождения.

Возвращаться ей не к кому и некуда, на родине ее ждет лишь одна папина могила. В результате, она остается один на один со своим отражением в зеркале гримировального столика, глядя на которое она понимает, что разучилась говорить собственными словами, что чужие образы, цитаты и готовые клише подменили ее мысли. Ада пытается ухватиться за эту распадающуюся реальность и вернуться в точку начала этой подмены.

И находит: «Фильм о Назимовой перевернул всю мою жизнь. Я так и не вышла из этой роли…».  Главный предмет на ее столике это парик Назимовой, который она периодически примеряет и перевоплощается то в Назимову, то в Саломею — одну из звездных ролей кинодивы немого кино. Реальности больше нет – есть Саломея, полюбившая (по пьесе Уайльда) Иоанна Крестителя и потребовавшая у Ирода принести ей на серебряном блюде голову ее «возлюбленного», в чем не мог отказать могущественный правитель. Но на этом Ирод не останавливается и отдает приказ: «Убейте эту женщину!» Такой же приговор выносит героине ее подсознание и с ним она уже не может справиться: «Убейте эту женщину!» Но за что?

За что убивают Саломею? За что? «Убейте эту женщину!» Нет, постойте!.. Остановитесь… Я  не могу больше!

Не бейте… Я сама, сама…» Виртуальный мир полностью вытесняет реальное пространство – вместо океана на стену проецируется схема механических колебаний, вызываемых звуком, вместо Ады иудейская царевна Саломея, а весь ход событий прописан заранее как в компьютерной игре. Звук, который в спектакле становится одним из главных средств воплощения замысла режиссера, на протяжении действия почти никак не развивается, по временам лишь ограничиваясь усилением или искажением шагов, движений, шорохов и вздохов героини. «Звуки мирового оркестра», который в начале двадцатого века призывал слушать Блок, поглотил интершум, из которого как из темного леса нет выхода героине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *