Их не догонишь
«Балет Сан-Франциско» как законодатель мод Анна ГАЛАЙДА, Сан-Франциско «Балет Сан-Франциско» В то время как Москва в очередной раз наблюдала гастроли Мариинского балета, в Сан-Франциско местная труппа показала «Фестиваль новых постановок» с участием самых востребованных на сегодня хореографов. Судя по их работам, современный балет совсем не то окостеневшее искусство условных жестов, каким его знают в России. «Балет Сан-Франциско» – компания в мире известная и респектабельная. И, как любая труппа, она каждый сезон ударно танцует большую классику. Однако, как и всякая уважающая себя балетная институция на Западе, выдает целую обойму новинок.
Причем подходит к этому с энтузиазмом. Вероятно, поэтому ей нередко удается распознать таланты еще на том этапе, когда за доступ к ним не бьется весь мир. А труппа в Сан-Франциско, хотя и состоит их представителей всех вообразимых в балете школ, выдрессирована по последнему слову мирового технического прогресса. Да еще отличается исключительной точностью воплощения авторской воли – привыкла доверять хореографам и уважать их замыслы, даже выглядящие безумием. Поэтому нередко именно Сан-Франциско поднимает дебютанта на уровень международной звезды.
И гарантирует компании любовь и признательность хореографа до гроба.
Благодаря этому 75-летие старейшая балетная компания Соединенных Штатов отметила так, как не снилось еще никому. Свой юбилейный сезон, состоявший из множества старых и новых работ, она завершила «Фестивалем новых постановок». Так, по-рабочему скромно, были названы три программы, которые включали мировые премьеры десяти звезд современной хореографии.
Для российского зрителя этот фестиваль значим и отдельными элементами, и интересными находками первоклассных мастеров: Кристофер Уилдон придумал массу редкостно красивых верхних поддержек; Джулия Адам смешала классику и contemporary, переложив на новый лад «Спящую красавицу»; Вэл Канипароли в спектакле «Ибсеновский дом» попытался представить судьбу пяти героинь норвежского драматурга в пяти адажио. Фестиваль впечатляет знакомством с некоторыми знаменитостями, которых никогда ни в каком виде не показывали в России: Марком Моррисом, виртуозным балетным эквилибристом, не знающим себе равных в состязании музыки с балетными pas; Джеймсом Куделкой, который с нежностью катапультирует староанглийский драмбалет в современность, вливая в него горячую кровь; Йормой Йело, который сочиняет калейдоскопически разнообразные композиции на пуантах. Наш соотечественник Юрий Посохов представил балет внешне простой до скупости, но изощренно выстроенный изнутри – «Взаимопроникновения», в котором танцы четырех женщин и восьми мужчин можно трактовать как отношения западной и восточной традиций, а можно – как непростые человеческие отношения.
В Сан-Франциско понимаешь, что Алексей Ратманский, наш единственный козырь в мировой балетной игре, не лукавит, когда говорит, что ощущает на Западе конкуренцию – в этом разнообразии даже его хореография выглядит хоть и ярким, но все же одним из многочисленных голосов. Но главное – на фестивале становится очевидно, что мы не только отстали в развитии классического балета, мы вообще не представляем путей этого развития. В последние годы к нам регулярно заезжают западные гастролеры, в Москве устраиваются многочисленные гала, но к актуальному искусству они почти не имеют отношения.
Те спектакли, что до нас все же добираются, не складываются в единую картину процесса. Самая прославленная отечественная балетная компания зазывает на конвейер из шести «Лебединых озер» подряд, выкладывая гонорары самым раскрученным международным перелетным птицам. Столичная труппа заявляет о своих претензиях на лидерство, выписывая уставшего от собственной гениальности классика 70-х Джона Ноймайера. Несколько провинциальных театров поддерживают видимость интенсивной жизни организацией международных фестивалей – «чеса» с комфортом для столичных танцовщиков. Однако потребности представить России рискованный проект создания нового искусства у деятелей балета не возникает.
Мы предпочитаем пестовать собственную неповторимость, припадая к неизменному Петипа, спектакли которого от усиленной эксплуатации выглядят скелетами подлинного балета.
«Балет Сан-Франциско» можно увидеть:
– с 16 по 21-е в сентябре в Чикаго в Harris Theater;
– с 10 по 18 ноября в нью-йоркском City Center;
– с 11 по 16 ноября в калифорнийском Performing Arts Center в Орандж-каунти;
– с 25 по 30 ноября в Вашингтоне в Kennedy Center.
В январе «Балет Сан-Франциско» откроет новый сезон, в котором будут представлены шесть спектаклей прошедшего «Фестиваля новых постановок».