Именем романса
Перед самым Новым ми, сейчас уже – 27 лет, на всех без исключения этапах «Романсиады» основной возраст конкурсантов – 19-21, когда появляется участник, которому 27, он на этом фоне немножко уже проигрывает.
У «Романсиады» есть костяк постоянных членов жюри: Николай Сличенко, Александр Ведерников, Аристарх Ливанов, Юрий Веденеев, Людмила Лядова, Сергей Яковенко, Сергей Захаров, Лариса Голубкина, Валентина Пономарева, Сергей Никитин. По давней традиции в жюри обязательно включены представители регионов России и иностранные представители: Николай Голышев – профессор Уральской консерватории, из Узбекистана – Аваз Раджабов, из Литвы – Владимир Прудников, из Казахстана – Шахимардан Абилов, представлены и Северск, и Нижний Новгород, и Петербург, и Саратов, и Бишкек, и София…
С прошлого года в состав жюри включена «романсиадская» молодежь – лауреаты прежних лет, такие как Николай Басков, Ирина Крутова, Евгений Южин и другие очень известные ныне «романсисты».
Финальному концерту в КЗДС аккомпанировал ансамбль русских народных инструментов «Россия» им.
Л. Г. Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко, чьё сопровождение отличалось тонкостью, внимательностью к молодым певцам. Кроме того ансамбль исполнил несколько сольных номеров.
Атмосфера в зале заметно отличалась от пуристского настроя филармонических собраний:
более непосредственная, свободная в проявлении эмоций, в чём-то более душевная и живая, что естественно согласуется с существом романсовой культуры.
Репертуар участников выступлений составлял популярный романс – никто из конкурсантов, за редчайшим исключением, не пел классику (романсы Чайковского, Рахманинова и др.), что наверно, естественно для этого мероприятия и этого зала, но всё же немножко жаль.
Дипломами конкурса были отмечены три исполнителя из России и один из США.
Обладательница сочного и мягкого меццо Ольга Черемных из Иркутска получила приз «Надежда “Романсиады”», она проникновенно спела романс «Мой костёр в тумане светит». Превосходный глубокий бас-профундо продемонстрировал Илья Мелещенко из Ставрополья, исполнивший романс «Ночь тиха».
Море артистизма, подлинного сценического обаяния в пении звонкоголосого саратовского тенора Александра Бабика, выразительно исполнившего «Мою душечку».
Но более всех удивил американец Карл Джеймс Далтон, нежнейшим лирическим тенором на превосходном русском исполнивший романс из репертуара Александра Вертинского «Над розовым морем». Спецпризом жюри был поощрён слепой певец из Киргизии Бакыт Жакыпов – приятный баритон с неплохими верхними нотами; естественно, что более всего в его исполнении подкупало беспредельное артистическое и человеческое мужество.
Третью премию «Романсиады»-2013 разделили два российских певца.
Алёна Вандышева из Ирбита Свердловской области обладает высоким звонким сопрано очень достойной выделки, обладающее неплохой колоратурой, хотя ему немного и присущ носовой призвук. Весьма живо, артистично она спела романс «В ритме вальса». Неплохой, свежий баритон продемонстрировал и Алексей Макшанцев из Волгограда, проникновенно спевший «Я люблю вас». Оба лауреата обладают настоящими оперными голосами и вполне сформированной академической манерой пения.
Второй премии были удостоены сразу три исполнителя.
Елена Никифорова из Новокузнецка Кемеровской области выбрала труднейший романс Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца» — почти единственная из участников она пела классику, за что ей необходимо отдать должное, воздать хвалы мужеству и вкусу. В то же время невозможно не отметить, что ее легкое, нежное сопрано ещё весьма незрело, совершенством не отличаются верхний регистр и владение дыханием. Ануш Аракелян из Еревана обладает голосом такого же типа, но гораздо более отточенным, с хорошим, свободным верхом и убедительной колоратурой: юная армянка выразительно исполнила романс «Слушайте, если хотите».
Третий лауреат второй премии — киевлянин Никита Ивасичко обладает красивым баритоном с едва уловимым носовым призвуком, его верхний регистр не всегда уверен, а интонация – не всегда точна, кроме того певец ещё весьма скован на сцене, держится нарочито «серьёзно», «по-взрослому». В его исполнении прозвучал романс «Глядя на луч пурпурного заката».
Первая премия «Романсиады» также досталась трём юным вокалистам, трём кавалерам из постсоветских стран.
Умет Исраилов из узбекского Коканда спел знаменитые «Бубенцы». Плотный тенор певца, азиатский, достаточно резкий тембр весьма подошёл к данному романсу, в котором должны слышаться специфические переливы бубенцов.
Уверенный верхний регистр с наличием сверхвысоких нот характерен для голоса Исраилова, тем не менее, он не лишен недостатков, в частности, интонация не всегда филигранно точна. Сергей Петрищев из Оренбурга обладает нежнейшим лирическим тенором – то ,что раньше называли «карамельным голосом», его несколько слащавая манера весьма уместна в романсе, хотя и слушается несколько старомодно – что-то в этом пении есть от Ивана Козловского. В романсе «Я встретил вас» Петрищев показал очень хороший верхний регистр, уверенное владение градациями нюанса пиано. Эмиль Сакавов из Казахстана – ученик маститого Шахимардана Абилова, подобно своему учителю, он уже владеет широкой палитрой вокальных красок и его красивый баритон нежен, ровен и мягок. В исполнении Сакавова прозвучал романс «Не уходи, побудь со мной», спетый в дуэте с Ириной Крутовой.
Гран-при «Романсиады» оказалось у подмосковной певицы Пелагеи Куренной.
«Вальс в зеркалах», спетый молодой вокалисткой, отличала экспрессия, но порой выразительность была излишней, на грани пережима. Её сопрано — не столь лёгкое по тембру, есть в нём почти меццовая глубина. Хотя Куренная и пела в заключительной части концерта алябьевского «Соловья» вместе с солисткой Большого театра, прежней победительницей «Романсиады» Кариной Сербиной, экстремальный верх — не её сильная сторона, да и в целом в её пении (исполнении обоих романсов) было меньше вокала как такового, но больше чистого артистизма. Представляется, что будущее этой исполнительницы — не на оперной сцене (как у большинства прочих лауреатов), а в музкомедии или в камерных жанрах.
Очередная «Романсиада», ставшая за эти годы неотъемлемой частью культурной жизни России, завершилась на высокой ноте.
Непростые условия подготовки конкурса (с Департаментом культуры Москвы идёт спор из-за Дома романса — перспективы помещения под вопросом) не помешали Галине Преображенской в очередной раз провести его на достойном уровне.
В конце января, в Татьянин день, состоится гала-концерт лауреатов «Романсиады» в Кремлевском дворце съездов — соберутся все звезды конкурса за 17 лет его существования, приедет солистка «Метрополитен-оперы» Марина Поплавская, лауреат конкурса П. Доминго Владимир Дмитрук, уникальный южнокорейский бас Ли Ён Сон и многие другие.
Впервые будет осуществлена настоящая театрализованная постановка — Кремль дает возможность создать роскошный декорум сцены, привлечь прославленный Кремлевский балет, два оркестровых коллектива — симфонический оркестр «Боян» и народный ансамбль «Россия», ибо в этом зале сейчас появились новые звуковые возможности, приобретена уникальная звуковая аппаратура, что, конечно, позволит звездам «Романсиады» «отчаяться» на любые вокально-колористические подвиги.