Интервью с Анатолием Иксановым
О главных событиях в жизни Большого театра в уходящем году, о предстоящих премьерах и гастролях, о новых талантах и старых надеждах на скорейшее завершение реставрации его генеральный директор Анатолий Иксанов рассказал корреспонденту "Интерфакса" Нине Коваленко.
Анатолий Геннадьевич, так каким был уходящий год для коллектива?
— Наиболее ярким событием я бы назвал, конечно, наши большие гастроли в Лондоне — в театре Ковент-Гарден, посвященные 50-летию первых гастролей Большого театра на этой прославленной сцене в 1956 году.
Почему я выделяю именно эти гастроли? Прежде всего потому, что они были очень успешными.
А мы ведь волновались — как-то воспримут нас сейчас после триумфа 1956 года?
Во-вторых, это были очень насыщенные гастроли. Впервые в программу на такой знаменитой сцене, как Ковент-Гарден, были включены не только балетные спектакли, но и оперные.
Так что это действительно самое яркое событие уходящего года.
Как восприняла публика Лондона нашу оперу?
— Очень хорошо. Критики писали: "Большой театр еще раз подтвердил, что он один из лидеров мирового оперного искусства".
И еще: "Не оскудевает русская земля басами". Открытием для английской публики, просто откровением, стал наш бас Михаил Казаков.
А можете вспомнить что-то особенно интересное во время этих гастролей: что-то забавное или, напротив, трогательное?
— Пожалуй, меня особенно тронуло высказывание известнейшего критика Клемента Криспа. Он сказал в одной из рецензий буквально следующее: "Благодарим Господа за то, что есть на свете Большой Балет". Ну. Вы знаете, что "Большим Балетом" в мире издавна называют именно балетную труппу Большого театра.
Еще у меня такой вопрос: почему в такой необычной форме снят фильм о гастролях лондонских — его показали на нашем ТВ как фильм о Светлане Захаровой?
— Светлана Захарова — звезда Большого Балета … Идея была — показать вот эти большие лондонские гастроли глазами одной из их участниц — а именно, глазами "звезды", примы.
К слову о "звездах".
В конце лета заговорили о том, что в труппе Большого появились совершенно необыкновенные мальчик и девочка — танцовщики от Бога, как говорят.
— Да. Это Наталья Осипова, которая, кстати говоря, уже выступала в Лондоне. А сейчас она стала "открытием" гастролей.
Наташа танцевала Китри в "Дон Кихоте", и ее просто называли "новой Плисецкой" — так она всех поразила!
Ей 22 года всего. Она окончила Московскую академию хореографии и два года назад была принята в труппу Большого театра, но вот "открытие" ее произошло в этом году.
А мальчик — Васильев…
Еще и Васильев!
— Да, только не Владимир, как наш прославленный танцовщик, а Иван. Он выпускник Минской академии балета этого года. И мы его пригласили по окончании академии в штат театра.
За него многие, естественно, коллективы бились, но он все-таки выбрал Большой театр. Это очень одаренный мальчик. Его все критики, кстати говоря, окрестили "новым Барышниковым".
Правад, в Лондоне он не танцевал, поскольку академию-то закончил только в начале июня и в июне же в Варне на конкурсе солистов балета завоевал первую премию.
Кстати говоря, мы за ним стали следить, когда он в прошлом году — ему тогда было 16 лет — получил Гран-при на балетном конкурсе в Москве. Очень одаренный парень. Это такое приобретение серьезное для нашего театра.
И вообще, должен сказать, мы балетную труппу Большого театра, мужскую часть, в основном, очень усилили в этому году. Пригласили Артема Шпилевского. Он окончил Вагановское училище в Санкт-Петербурге, поработал в Мариинском театре, потом переехал в Берлинский балет и вот теперь перешел к нам.
И еще один бывший солист Мариинского театра оказался у нас в Большом — это Андрей Меркурьев.
Анатолий Геннадьевич, а если вернуться к гастролям, то ведь был не только Лондон, но Новосибирск — событие, можно сказать, неординарное для нашего времени.
— Да, да. Они закончились буквально неделю назад, 26 ноября, оперой "Огненный ангел" Сергея Прокофьева.
Вообще это были самые большие гастроли по России в новейшее время. Там и опера была и балет, и концерт хоровой музыки — почти три недели длились гастроли, очень успешно прошли. И это очень важно для нас, и важно, что мы работали в Новосибирском театре, который год назад — 1 декабря закончил реконструкцию. Это сегодня самый большой оперный театр в России, да и в Европе тоже.
Билеты были, конечно, раскуплены заранее?
— Безусловно.
А дорогие были билеты?
— Нет. Цены на билеты нам рекомендовала принимавшая нас сторона, т. е. цены на наши спектакли были такие же, как и у них на спектакли Новосибирского театра. Это ниже, конечно, чем в Москве в Большом.
Теперь, давайте о предстоящем — какие-то еще премьеры ожидаются в этом сезоне, возможно уже захватывая первую половину , и какие основные гастроли будущего года?
— В этом сезоне у нас из балетных премьер в феврале предстоит Вечер американской хореографии.
Там будут три одноактных балета, из которых один ставит Кристофер Уилдон — самый сегодня известный, востребованный молодой хореограф американский.
Он модернист?
— Нет, он как раз базируется на классике, что очень важно.
Слава тебе, Господи!
— Да, да (смеется).
Следующей премьерой будет оперная — новая постановка "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского, которую осуществляет нам знаменитый кинорежиссер Александр Сокуров.
Идут уже репетиции?
— Ну, они давно уже идут: монтировка идет и так далее. А с артистами Сокуров начнет работать с января.
Анатолий Геннадьевич, а новый "Борис" будет также отличаться от оригинального "Бориса" — как недавний новый "Евгений Онегин" от своего классического оригинала?
— Нет-нет.
То есть будут все-таки в каких-то классических рамках держаться?
— Да, конечно.
Не могу еще раз не повторить "Слава Богу"! Вот Вы смеетесь, а от премьеры новой постановки "Онегина" я чуть ли не в обмороке была. Да, и такой, куда больший знаток оперного искусства как Галина Вишневская тоже была в абсолютном шоке и высказала как известно свое негодование в открытом письме к Вам.
— Да, было такое, но по поводу "Бориса Годунова" спешу Вас успокоить — "Борис Годунов" делается очень близко к тексту произведения — музыкальному тексту, сюжетному, к тексту характеров, я бы сказал, и делается очень скрупулезно.
Вот. И последняя наша премьера — в июне будет новая постановка "Корсара" Адольфа Адана — большого балета классического. Постановку осуществляют Алексей Ратманский и Юрий Бурлака.
А что касается гастролей?
— Крупные гастроли будут уже в этом декабре, в . Т.е. практически мы уже в .
Да, я знаю. Но вы обещали, что весной труппа уже войдет в отреставрированное здание и начнет, так сказать, осваиваться там. Неужели успеете? Год с небольшим — это же просто миг.
— Я могу сказать, что я только надеюсь на это.
А успеют строители или не успеют — это только Господу известно.
В каком состоянии сейчас реставрационные, реконструктивные, строительные работы? Что там происходит?
— Ну, идет активная работа в круглосуточном режиме.
Где?
Под землей, в зрительном зале, в артистических уборных?
— И под землей, и на земле, и в залах, и в фойе — везде, везде идет круглосуточная работа на всех точках. И тяжелые сваи давят, и реставраторы выполняют ювелирную работу по укреплению старинных кирпичных и деревянных стен, и инженерные сети прокладывают, т.е. в полном объеме идет работа.
Мне, честно говоря, хотелось бы, чтобы это было побыстрей. Но, видимо, процесс строительный такой, что хочется, чтобы быстрее они делами, а они все равно делают как делают.
Сколько специалистов (рабочих, инженеров, реставраторов и т.д.) сегодня задействовано на реставрации Большого?
— Сейчас работает одновременно где-то 800-900 человек в смену.
В смену?
Т.е. они и ночью работают?
— Ну, я же сказал, что они работают круглосуточно.
С финансированием нет проблем?
Скажем, что-то не проплатили в таком-то месяце — работа остановилась, пришлось нагонять?
— Нет, могу твердо сказать, никаких проблем с финансированием сегодня нет. Даже другая проблема возникает — чтобы строители успевали осваивать поступающие деньги.
Повторяю: Все средства: деньги, оборудование, — дай Бог не сглазить! — поступают вовремя и в полном объеме. И теперь все зависит только от строителей.