Интервью с Андреа Бочелли
«Я обращаю миллионы людей в почитателей классической музыки»
Имя итальянского певца Андреа Бочелли не сходит со страниц мировой прессы. Тем более удивительно, что прошлогодние гастроли певца в России не вызвали в местной прессе ни развернутых рецензий (включая издания, призванные освещать культурную жизнь столицы и страны), ни резонансных откликов, ни творческих дискуссий.
В Италии это понимают. Дискуссия вокруг творчества Бочелли идет уже не один год. Буквально на днях в газете Corriere della Sera (от 11 января) обозреватель Марио Луззатто Феджис попытался обосновать причины широкого международного признания певца «даже в таких странах как Британия и США, где традиции итальянской музыкальной культуры приживаются с трудом»: «Чем это объяснить?
Давно, уже давно международная сцена ждала тенора, и, возможно, итальянца, который бы отличался от питомцев традиционной вокальной школы, кто бы сумел соединить воедино особенности итальянского бельканто с различными формами популярной музыки (мелодрамой, неаполитанскими песнями, легкой эстрадой) … Его репертуар – глубоко оригинальный, гармонично сочетающий музыкальные традиции Италии и поп-музыки».
Андреа Бочелли родился в 1958 году в живописном местечке Ладжатико, на ферме, окруженной виноградниками и оливковыми деревьями. К музыке приобщался с 6 лет, когда стал учиться играть на фортепиано. Со временем обучился также искусству игры на флейте и саксофоне, одновременно проявив способности к пению.
Несмотря на утрату зрения в 12 лет в результате наследственной глаукомы и несчастного случая во время футбольной игры, ему удалось получить диплом доктора юриспруденции и даже начать карьеру адвоката. Карьера через год прервалась, когда он стал брать уроки пения у прославленного тенора Франко Корелли. Чтобы покрыть расходы, Андреа пел в ночных клубах и ресторанах, где, кстати, и познакомился со своей будущей, первой женой Энрикой.
Настоящая известность пришла к Андреа довольно поздно, в начале 90-годов, когда итальянская рок-звезда Zucchero искал тенора для записи песни "Miserere", которую он вообще-то мечтал спеть вместе с Лучано Паваротти. На прослушивание пришел молодой человек. Студийную запись продемонстрировали Л. Паваротти.
Прославленный тенор был восхищен и сказал Zucchero: «Зачем тебе я, если есть такой певец?». На что рок-звезда ответил: «Но ты же более знаменитый».
Спустя год Бочелли пригласили участвовать в концертах Pavarotti International, где он пел дуэтом с великим маэстро. В своих первых откликах итальянская пресса похвалила голос малоизвестного исполнителя, не преминув заметить, что это пока не повод «преждевременно оплакивать Паваротти».
Настоящую, всемирную известность Бочелли приобрел как звезда эстрады, выпустив миллионными тиражами альбомы с записями песен, романсов и прочей т. н. «легкой» музыкой. Что и дало повод ревнителям «чистого оперного искусства» говорить, что свой несомненный талант А. Бочелли «разбазарил» на поп-музыку.
Между тем, сам Бочелли настаивает, и это было бы нелепо отрицать, что смешение жанров благоприятствует приобщению к опере людей, изначально далеких от «серьезной классики». Мне приходилось встречать в зарубежной прессе признания простых людей, интерес которых к оперному искусству пробудился именно после концертов Бочелли…
Вспомним недавно ушедшего от нас Муслима Магомаева. Тысячи восторженных поклонников (большей частью поклонниц) впервые услышали музыку Россини и других композиторов прошлого в живом исполнении именно на его концертах. В конце концов, многие великие певцы, включая знаменитых Трех Теноров, популяризировали серьезную музыку, перемежая ее в своих сольных выступлениях с песенными шлягерами. Правда, все они, в отличие от Бочелли, свое имя сделали на оперной сцене, прежде чем выйти на эстраду к широкой аудитории. В меньшей степени это относится к Н. Баскову, но и он до феерической карьеры в шоу-бизнесе успел спеть пару партий в Большом театре – Ленского в «Евгении Онегине», Измаила в «Набукко».
Кстати, Басков не расстается с мечтой продолжить карьеру в музыкальном театре, представляя себя как оперного певца.
Что касается А. Бочелли, то многие музыкальные критики в разных странах не признают за ним право называться оперным исполнителем, хотя он время от времени участвует в оперных постановках в разных театрах (его любимая партия – Рудольфа в «Богеме», в прошлом году он пел также в «Кармен», «Фаусте», других спектаклях). Некоторые вообще ставят под сомнение его певческий талант. Лондонский критик Норманн Лебрехт, например, небрежно замечает, что А. Бочелли «редко улавливает оперную интонацию и никогда – темпы музыки».
Оперные «пуристы» настаивают, что пение под микрофон призвано компенсировать «слабость голоса и отсутствие техники».
Сам Андреа на эти замечания не обращает внимания или, во всяком случае, делает вид, утверждая, что для него главное – «слияние со слушателями», пришедшими на его концерт. Вот некоторые его высказывания, опубликованные в прошлом году в газете Corriere della Sera:
– Как вы формируете репертуар своих концертов?
– Следую примеру великих теноров прошлого. Все они имели смешанный репертуар – от оперы до камерной и поп-музыки. К примеру, Беньямино Джильи.
Певец приобрел всенародную популярность после того как свой чудный голос приложил к музыке, отвечающей вкусам простых людей.
– Как с Вашей точки зрения можно сопоставлять музыку легкую и классическую?
– Классическая музыка должна быть популярна и понятна. А хорошая легкая музыка часто становится классикой. Не важно, какая музыка, серьезная или легкая, главное, она должна быть хорошей.
– Означает ли это, что мы можем провести знак равенства между Бетховеном и Битлами?
– Нет. Такое сопоставление не приемлемо. Битлы это вообще особый, редкий случай, когда для превращения факта музыкального в феномен социальный в обществе назрели потребности обновить традиции, изменить поведение людей, образ жизни, стиль одежды…
В интервью журналистке газеты The Australian (от 9 августа ), певец утверждал, что делает благое дело для оперного искусства, знакомя с ним миллионы людей, которые в противном случае так никогда и не узнали бы, что такое опера:
«Уверен, что аудитория не может не полюбить оперу, когда предоставляется шанс ее слушать. Одно из главных предназначений музыканта – способность вызывать сильные эмоции. Если это происходит, значит, послание музыканта достигло своего адресата, и его миссия может считаться осуществленной».