«Иоланта» Чайковского и «Алеко» Рахманинова

театр «Академический Мариинский театр оперы и балета»

17  и  18  апреля  на сцене Мариинского театра пройдут премьеры первой оперы  Рахманинова  «Алеко»  и  последней  Чайковского  —  «Иоланта» в постановке  Мариуша  Трелинского  под  управлением  Валерия  Гергиева.

Известно,  что  юношеское  произведение  Рахманинова  привлекло к себе пристальное  и восторженное внимание Чайковского, содействовавшего его постановке  и даже просившего у молодого композитора разрешения давать «Алеко»  вместе  с  «Иолантой»  (которая незадолго до того на премьере была  показана  с  балетом  «Щелкунчик»). В каком-то смысле премьера в
Мариинском театре является реализацией замысла Чайковского.

Премьера последней оперы Чайковского «Иоланта» состоялась в Мариинском театре  в  декабре  1892  года.  В  1891-м Чайковский получил заказ от дирекции   Императорских  театров  на  одноактные  оперу  и  балет  — предлагалось   играть   оперу   в   один   вечер  с  заказанным  ранее «Щелкунчиком» — на сюжет драмы датского писателя Г.Герца «Дочь Короля
Рене»,  рассказывающей  поэтичную историю о всепобеждающей силе любви.

Вполне  возможно, что мнение Чайковского было учтено при выборе сюжета для  заказа оперы, потому как идеи о написании оперы такого содержания давно  увлекали  композитора.  Самая светлая и жизнеутверждающая опера Чайковского  прошла  с  большим  успехом:  главные  партии  Иоланты  и Водемона   исполнили  супруги  Медея  и  Николай  Фигнер,  дирижировал
премьерой легендарный Эдуард Направник.

Всего через несколько месяцев после этого успеха признанного мастера в Москве  прошла  премьера первой оперы 19-летнего выпускника Московской консерватории Сергея Рахманинова. Его опера «Алеко» — дипломная работа по  классу композиции – была написана в потрясающие сроки – за 17 дней и  была  высоко  оценено  как  экзаменационной  комиссией, поставившей
Рахманинову высший балл, так и московской публикой, услышавшей «Алеко» в Большом в 1893 году.

Сценическая   судьба  обеих  опер  на  Мариинской  сцене  поразительно скромна:  «Иоланта»  впервые прошла в 1892 году (и это была её мировая премьера), и затем возобновлена лишь однажды в 1897-м; «Алеко» и вовсе ставили  только  один  раз  – в 1914 году. Тем не менее, эти партитуры привлекали  Мариинку  и  звучали  в  концертном исполнении, в выездных
спектаклях  Мариинки  на  открытом  воздухе  –  в  крепостях Выборга и Ивангорода, а также фрагментами в гала-представлениях.

Творческий тандем режиссера Трелинского и художника Кудлички, знакомый петербуржцам  по  спектаклям  «Мадам  Баттерфлай»  и  «Король  Рогер», предлагает    сценическое    решение,    которое    концептуально    и сценографически соединяет оперы в спектакль.

Премьеры репетируют: Эдуард Цанга, Эдем Умеров (Алеко), Ирина Матаева, Виктория  Ястребова  (Земфира),  Сергей  Семишкур,  Сергей Скороходов, Даниил Штода (Молодой цыган);
Ирина  Матаева, Виктория Ястребова, Гелена Гаскарова (Иоланта), Сергей Семишкур, Сергей Скороходов (Водемон).

Совместная постановка с Festspielhaus Baden Baden

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *