Ирина Муравьева
«Вечные темы – это не мамонты и не динозавры» Беседовал Денис СМИРНИН Новый роман русской писательницы Ирины Муравьевой – о любви. О той любви, что защищает человека от постоянного осознания своей смертности. О страсти, которая, как тайфун, вовлекает в свой дикий счастливый вираж две души и разрушает все вокруг. О той любви, которая не бывает греховной. – Для русского уха название «Любовь фрау Клейст» звучит несколько странно. Кто такая фрау Клейст?
Из какого времени и какого «мира» это имя?
– Роман «Любовь фрау Клейст» составлен из двух романов, вставленных друг в друга, как матрешки: маленькая – в большую. Одна из моих героинь пишет собственный роман внутри моего текста, и этот ее роман и называется «Любовь фрау Клейст». Мой замысел – соединить два независимых друг от друга повествования так, чтобы обнаружилась общая тема: любви и смерти. Звучит это весьма банально, но «вечные» темы не стареют и не исчезают, это не мамонты и не динозавры.
Любовь – существует и смерть – тоже, и их единство – тоже.
– Вы считаете, что соединение любви и смерти действительно так неоспоримо?
– Я так не считаю. Я ведь не о жизни сейчас говорю, а о теме. В литературе, музыке это именно так и есть, это не мое открытие.
– Но все-таки: кто такая фрау Клейст? Она немка?
– Она немка и, что самое любопытное, она – старуха. Старый человек, женщина, для которой по всем разумным человеческим представлениям никакой любви, влюбленности быть не может в силу естественных причин. Но роман повествует о фрау Клейст с детства. Рассказывает о ее первой любви, обрывает эту любовь смертью жениха, потом восстанавливает тему возникновением второй любви, опять обрывает ее – и тоже смертью.
А в результате дорастает до преступной с юридической точки зрения страсти, возникшей между почти сорокалетней фрау Клейст и пятнадцатилетним мальчиком. Потом – большая пауза, и, наконец, уже в старости рождается обреченная и безответная, затаившаяся, отчаянная любовь моей героини к ее русскому квартиранту, который эмигрировал в Германию со своей семьей.
– Звучит интригующе. Но ведь вы говорите, что история старой немки – только вставная новелла, верно? О чем же все остальное?
– Я бы не стала называть это новеллой. Это довольно большой роман, совершенно самодостаточный. А весь остальной текст состоит из переписки двух женщин, у каждых из которых своя история. Обе эти истории развиваются вместе с авторским повествованием, совершенно не похожим на эту переписку стилистически. Переписка выполнена в почти исповедальном ключе.
А весь остальной текст почти ироничен, хотя и в этом основном тексте очень много любви.
– Вы хотите сказать, что это многоплановый любовный роман?
– Да, но, как ни странно, это еще и роман – иронический, сатирический и, как я надеюсь, смешной. Моя героиня Даша, – та самая, которая пишет историю фрау Клейст, – готовится к защите диссертации в одном из американских университетов на кафедре славистики. Я хорошо знаю этот мир и в книжке, как говорится, «отвожу душу». Американская славистика – очень колоритное явление и те люди, которые представляют ее – тоже. Тут просто море смешных деталей, парадоксальные судьбы, смешные повороты, свои страсти, своя «роковая любовь».
Короче: тут целый мир в его очень для меня занимательных подробностях и деталях.