«Искусство, которое защищает человека от унижения»
Театр «У Никитских ворот» открытие новой сцены отметил премьерой Ирина РЕШЕТКИНА После многолетних усилий на пути к обретению собственного дома московский театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского наконец-то въехал в новое здание на Большой Никитской № 23/9. Это событие театр отпраздновал новой редакцией знаменитого спектакля «История лошади» по повести Льва Толстого. Для театра Марка Розовского начинается новая жизнь. Появилось долгожданное пространство, а с ним у театра открываются другие возможности.
Новый дом располагается по соседству со старой сценой и занимает четырехэтажное здание, где в советское время размещался кинотеатр повторного фильма. Переписка с чиновниками завершена, двенадцатилетняя реконструкция закончена и теперь в распоряжении труппы зрительный зал на 250 мест, взамен прежнего – на 68. Также появилось помещение для репетиций, которого раньше не было, и настоящие гримерки для артистов.
С расширением жилплощади театр не потерял свою уникальную атмосферу камерности и того близкого – глаза в глаза – разговора со зрителем, который был на малой сцене. Уютно находиться в новых стенах, выкрашенных в благородный зеленый и оливковый цвет. Интерьер лаконичен и, по выражению художественного руководителя Марка Розовского, выполнен без «хвастовства».
К открытию новой сцены решили возобновить знаковый для театра спектакль «История лошади» по повести «Холстомер» Толстого, поставленный в жанре русского мюзикла. На протяжении всего творческого пути Марк Розовский не раз возвращался к нему, ставил не только у себя в театре, но и за рубежом. Конечно, неизбежны ассоциации с легендарным одноименным спектаклем в Большом драматическом театре, в котором одну из лучших своих ролей сыграл Евгений Лебедев.
Напомним, что идея постановки, инсценировка и музыка к этому спектаклю принадлежала Розовскому, который и начинал на малой сцене БДТ репетиции «Истории лошади».
Сегодня в силу того, что изменился контекст времени, перемены произошли и в стране, и с людьми, спектакль «История лошади» звучит по-новому. Когда в 1975 году прошла премьера в БДТ, еще было живо старшее поколение, пережившее войну, репрессии, узнавшее клыки страшного века-зверя. («Век мой, зверь мой» – обращается к XX столетию Мандельштам.) И, возможно, поэтому история-исповедь изуродованного человеком пегого мерина, за размашистый шаг прозванного Холстомер, была воспринята как трагическая история о судьбе народа. И до сих пор зритель помнит тот страшный и непостижимый вопль Холстомера – Евгения Лебедева, в котором, по свидетельству современников, была вся боль и горечь страны.
Именно выбор актера является одним из основных решений сегодняшнего спектакля. Главную роль в спектакле исполняет замечательный актер Владимир Юматов. Совершенно другой по актерской природе, нежели Евгений Лебедев. Другой по мироощущению и даже по образованию – он окончил философский факультет университета.
Может быть, в силу этого он играет не столько трагедию, сколько ее преодоление. Преодоление унижения и противостояние человеческой жестокости. Его Холстомер – поверженный, но не сломленный богатырь.
Кроме этого, нынешнему дню весьма созвучно размышление героя о праве собственности, когда доминирует стремление прикрепить ко всему ярлыки – «мой-моё», а тому, кто больше вещей сможет назвать своими, и принадлежит власть. По мысли Толстого, животное, которое не мыслит категориями собственности, «стоит на лестнице живых существ выше, чем человек». Известный философ Эрих Фромм в своих трудах последней четверти XX века уделил этой теме «иметь или быть», связанной с обществом потребления, заметное место.
Согласно новой постановке спектакля, получается, что настоящий подвиг в том, чтобы оставить то, что имеешь. Но человек на этот подвиг не способен – его совершает лошадь. Холстомер смиренно и безвозвратно отдает сначала любовь и счастье, а в конце и жизнь, при этом не теряя своего достоинства.
В следующем году театр «У Никитских ворот» готовится отметить свое 30-летие. Уже запланировано несколько премьер, разумеется, на основной новой сцене, где теперь будет возможность развернуться неуемной творческой энергии и фантазии Марка Розовского. После спектакля режиссер поднялся на сцену и обратился к залу: «Одно мы знаем точно, что по мере наших сил, конечно же, мы будем делать искусство. Искусство человечное, которое защищает человека от унижения и оскорбления, которое защищает его дух, его права и свободы.
Мы хотим делать театр, который сочетал бы живой академизм с самыми смелыми экспериментами».