Итальянка в России
Анна Катерина Антоначчи третья в числе приглашенных певиц абонемента «Звезды мировой оперы в Москве» и надо сказать довольно неоднозначная. Концертная программа вечера 20 марта в зале Чайковского заинтриговала первой же заявленной партией. Представленная как сопрано, певица должна спеть арию Секста из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита». Ария для меццо-сопрано в исполнении сопрано, казалось бы, никак не может быть исполнена, но не все так просто как кажется.
Достаточно обширный диапазон голоса певицы не просто комплиментарная характеристика, а возможность расширить репертуар. Что она и делает, умело выбирая из сопрановых партий драматические глубокие насыщенные и самые красочные эмоциональные из меццо-сопрановых. С партией Секста Анна Катерина справилась довольно бойко. Экспрессивно, эмоционально наполнив образ страдающего юноши, певица демонстрирует, что низкие ноты и «брючные» партии ей по плечу.
Единственным, что смутило в этой арии, – был темп: немотивированно быстрый он создал ощущение какой-то непонятной спешки, то ли от нехватки времени (к чему бы это?), то ли от бурного темперамента греческого дирижера. Но, в любом случае, ни то, ни другое объективным оправданием для исполнителей не явилось. Ария Фьордириджи из оперы «Так поступают все», прозвучавшая второй, показалась менее убедительной в исполнении певицы, в голосе начали слышаться грузность, натянутое звучание.
Голосовой объем здесь не играет на руку солистке. В вокальном плане критических претензий нет, но есть ощущение, что для партии Фьордириджи Антоначчи тяжеловата.
Увертюра Берлиоза «Римский карнавал» была одним из наиболее красочных моментов инструментальной части программы.
Оркестру под руководством Георгия Петру удалось исполнить по-настоящему яркое, насыщенное музыкальное полотно Берлиоза. Последовавший за этим романс Маргариты из драматической легенды «Осуждение Фауста» приятно удивил. Певица продемонстрировала не только великолепную дикцию и хороший французский, но и глубину драматизм образа.
Именно этот характер стал самым выразительным в исполнении певицы.
Ария и сцена с письмами из оперы «Вертер» Массне утвердили в мысли, что французский репертуар у певицы отточен до остроты иглы. Для многих певцов оказывающийся камнем преткновения, у итальянской певицы он мягок и изящен.
Продолжила галерею ярких образов песня Эболи из оперы «Дон Карлос» Верди. Антоначчи сменила минорные интонации Шарлотты на мажорные игривые трели принцессы, продемонстрировав колоратурные пассажи и способность быстро перевоплощаться. В отсутствии декораций и антуража подобные способности — профессионализм достойный похвалы. Ведь трудность каждого исполнения не в том, чтобы просто хорошо спеть ту или иную арию, а в том, чтобы заставить зрителя поверить в истинность переживаний персонажа, перевоплотиться за доли секунд в абсолютно разные образы. Антоначчи, со свойственным для итальянской нации темпераментом, смогла показать хорошие драматические навыки.
Финальная сегидилья и цыганская песня – классический репертуар любой меццо-сопрановой певицы показала в Анне Катерине еще одну драматическую характеристику. Кармен певица поет давно, и хорошо знакома с этим образом. В силу этого давнего знакомства у вокалистки есть возможность дегустировать Кармен при каждом новом исполнении. Важно, что в образе героини не было того обыденного пафоса, который уже набил оскомину у слушателя.
Зато был характер, живой образ цыганки, в котором Антоначчи чувствует себя достаточно уверенно. Негативным моментом оказалось то, что оркестр для вокалистки оказался не аккомпанементом, а довлеющей силой, поглотившей нюансировки и финальные аккорды арии в инструментальном грохоте. «Новая Россия», практически не работающая с оперным репертуаром, вокалистку не чувствовала. И даже не известно, кто в этом больше виноват: дирижер не смогший умерить пыл своего темперамента или сам оркестр.
Так или иначе, финал концерта был смазан не только скомканным финалом арии Кармен, но и непонятным холоднокровием певицы, которая минуту назад демонстрировала недюжинный накал страстей. После финальных аккордов Анна Катерина моментально охладела, не пожелав порадовать бисом российского слушателя, исполнение которых уже настолько привычно для слушателей любого оперного концерта, что поведение Антоначчи заставило недоумевать: то ли аплодисменты были не достаточно убедительными, то ли певица была не в настроении в этот вечер…