Итоги года: театральная «перезагрузка»
Ирина АЛПАТОВА, Екатерина ВАСЕНИНА, Татьяна ВЛАСОВА Тенденция года
Театральный ребрендинг: ремонт косметический или капитальный?
Процессы по «оптимизации» столичного театрального процесса, впрочем, начались еще в прошлом году, когда по решению Департамента культуры Москвы поменялось руководство нескольких театров, в том числе Театров имени Маяковского и Станиславского. В году уходящем за театры взялись всерьез, правда, некая стратегия Департамента культуры, если она и существует, озвучена не была. Быть может, оттого отдельные решения выглядят спонтанными, а другие, казалось бы, самые насущные, не принимаются вовсе или откладываются.
Причем методы ребрендинга могут быть разными: радикальными или щадящими. Радикальным оказалась «перезагрузка» Театра имени Гоголя, переформатированного в «Гоголь-центр» под руководством Кирилла Серебренникова. Достаточно радикально был преобразован Московский театр кукол, за половину сезона там практически поменялся репертуар, штат и направление деятельности.
Перемены щадящие случились в Театре имени Ермоловой, где все вроде бы происходит по взаимной договоренности. Предпринята попытка создать некий театральный холдинг из шести детский театров, управление которыми предполагается объединить. Но как там пойдет дело, вопрос перспективы.
С другой же стороны, остается масса театров, которым «перезагрузка» просто необходима, а они по каким-то причинам получают, быть может, временную, но индульгенцию, как в случае с Театром на Таганке. Так что работы здесь непочатый край и то, что она продолжится в году наступающем, сомнению не подлежит.
Интрига года
Театр имени Ермоловой: «бархатная» революция
Впрочем, о революции говорить не приходится, здесь пока неспешно идут процессы эволюционные и куда они приведут, так до конца и не ясно. Назначение худруком театра Олега Меньшикова интриговало многих, многим же казалось неожиданным. Хотя неожиданностей на самом деле меньше, чем кажется.
Во-первых, Меньшиков здесь когда-то работал, во-вторых, имеет опыт руководства неким театральным сообществом, пусть и антрепризного плана. В-третьих, в театре, находящемся в двух шагов от Кремля, на «туристической» Тверской, вряд ли кто-то надеялся на революционный взрыв. Кому это надо?
Театр имени Ермоловой замечательно изменил интерьеры, избавился от прежнего репертуара, но вот новой внятной программы пока не предъявил. Да и свежие спектакли не всегда доказывают, что они несомненно лучше тех, которые были сняты. Здесь не хотят рисковать, предпочитая двигаться маленькими шажками в не слишком определенном направлении.
Немного заигрывают с публикой. В общем, предпочитают пока ремонт «косметический», хотя и фундамент явно требует реконструкции.
Скандал года
Театр имени Гоголя: все – на баррикады
Назначение Серебренникова худруком Театра Гоголя стало самым радикальным и внезапным решением Департамента культуры. Когда в сети появилась первая неофициальная информация, многие решили, что это фейк. «Департамент жжет», – писали в комментах. Что один из самых продвинутых режиссеров будет делать в одном из самых отсталых театров? Сам Серебренников долго хранил молчание, отлучившись на постановку в Берлин, а шокированная труппа Театра Гоголя устраивала акции протеста. Опасаясь, что «переформатирование» театра приведет к роспуску труппы, артисты испробовали все способы самозащиты, начиная от открытого письма президенту и заканчивая митингом на Гоголевском бульваре.
Отдуваться приходилось Сергею Капкову и объяснять на пальцах, что это назначение не «рейдерский захват», а будущий «Гоголь-центр» не ночной клуб и даже не торгово-развлекательный центр.
Артисты Театра Гоголя пели революционные песни и поносили Кирилла Семеновича как идеологического врага. Но протестная волна улеглась, когда Серебренников озвучил планы вплоть до . Внушительный список режиссеров и названий будущих постановок снял разом все возражения.
У театра на задворках Курского вокзала нарисовалась ясная перспектива и четкий стратегический план. Он должен превратиться в центр арт-квартала, куда войдут «Винзавод», Artplay, Gazgolder и кинотеатр «35 мм», стать клубом любителей современного, а не морально устаревшего, искусства. Переговорив с артистами Театра Гоголя, Серебренников их усмирил и составил список из 32 человек, которые будут работать в «Гоголь-центре» уже со 2 февраля .
Проект года
«Школа театрального лидера»
Проект «ШТЛ» был инициирован Центром имени Мейерхольда и Департаментом культуры Москвы, которые явно учитывали недостатки традиционного образования в творческих вузах, не всегда способных выпустить в большую жизнь актеров, режиссеров, продюсеров, театроведов etc., которые смогут адекватно в этой жизни ориентироваться и делать «новый театр». Целью «ШТЛ» и стало: привести в театр поколение, которое, развивая традиции русского репертуарного театра, будет участвовать в его модернизации.
Первыми слушателями стали 50 молодых режиссеров, продюсеров, театроведов, драматургов, художников и хореографов из Москвы и регионов. Первый этап обучения был посвящен теории, второй – практике. Здесь были лекции и мастер-классы, подготовка собственных проектов и их реализация.
Причем занятия в «ШТЛ» вели главные действующие лица российского театра, а также иностранные гости весьма высокого уровня. В декабре состоялся первый выпуск Школы. Теперь остается наблюдать, насколько эти молодые «лидеры» будут востребованы современным российским театром.
Провал года
Театр на Таганке: дырка от бублика
Валерий Золотухин не сумел вернуть широкого зрителя и критику в родной театр. Его контракт еще не истек, и злопыхателям торжествовать рано: театр участвует в программах комитета по культуре – тут и экскурсии по театру, и детский фестиваль «ТаганОК», но быстрого и шумного успеха, на который рассчитывает департамент, заключая с худруком договор на два года (а два сезона в театре – это мгновение), театр не добился. Постановки «Король умирает» (Кшиштофа Занусси, не кот начихал!), «Венецианских близнецов» итальянского режиссера Паоло Ланди и «Калеки с острова Инишман» пермского режиссера Сергея Федотова при всей лояльности к переходному положению театра не стали заметными событиями минувшего сезона. Ходят ужасные слухи о грядущей постановке Андреем Житинкиным пьесы известного публикациями громких компроматов журналиста и депутата Александра Хинштейна. Собранная Любимовым нынешняя труппа, молодая и талантливая, пока не родила новых лидеров, прозвучавших на всю Москву. Списывать со счетов «Таганку» рано.
Не бывает вечного взлета, как и вечного падения. То ли еще будет в этом театре. Хотя сегодня, увы, «бублик».
Прорыв года
Дмитрий Волкострелов: тонкая игра ума
Основатель петербургского театра post Дмитрий Волкострелов пользуется популярностью у аудитории фейсбука, оно в большой мере разделяет его взгляды на жизнь и искусство. В театре post чутко прислушиваются к интонациям современной речи, модным трендам, собирают пенку медийного белого шума, чтобы создавать провокационные спектакли, рассчитанные на тонкую игру ума – никакого шума, шока, телесного низа. В Shoot/ Get Treasure/ Repeat зрители ставили «лайки» он-лайн переписке авторов спектакля на видеопроекции, в «Налетела боль, грусть незваная, вот она любовь, окаянная» на Новой сцене МХТ пьеса Павла Пряжко, любимого драматурга Волкострелова, ставила ловушки новой скуке, новой зиловщине, замеченной авторами в паузах и синтаксисе современной бытовой речи. Ученик Льва Додина, Волкострелов, похоже, пришел в современный театр надолго и основательно: он мыслитель.
Важно не перехвалить его на старте, что уже погубило многих.
Инициатива года
Театр мюзикла: благородные планы
Номинанты на любую премию мечтают попасть в конец расписания конкурсной программы. Почему? Потому что жюри часто награждает спектакли, которые посмотрело последними – они свежее всего в памяти на момент обсуждения и с ними связана радость окончания судейской работы. Театру мюзикла Михаила Швыдкого и Давида Смелянского в этом смысле не повезло: всеядная и беспамятная Москва к концу года относится к открывшемуся в феврале первому российскому театру мюзикла так, как будто он был всегда. Расположившийся в легендарной «Горбушке» в Филевском парке, дворце культуры имени Горбунова, принадлежащему космическому центру имени Хруничева, театр мюзикла сделал стильный ремонт и планирует не реже раза в сезон выпускать оригинальные мюзиклы на написанные специально для театра либретто – и уже, действительно, вышли мюзиклы «Времена не выбирают» с Ефимом Шифриным и Николаем Чиндяйкиным и «Растратчики» с Максимом Леонидовым, звездой русской версии «Продюсеров».
Пожелаем удачи благородным и амбициозным планам театра.
Юбилей года
Маяковка-90: таланты встретились с поклонниками
Юбилей в Театре Маяковского стал днем открытых дверей. Зрители, попав сюда не по билетам, а по лотерее, т.е. по счастливому случаю, старались ничего не пропустить. Но казалось, что это невозможно: в каждом, даже самом потаенном уголке театра водили экскурсии и устраивали мини-представления, а за каждым поворотом появлялись народные артисты. Кто-то заглянул на чай к Игорю Кашинцеву, а кто-то – на пирожки к Леониду Хейфецу. Одни слушали комментарии Светланы Немоляевой и смотрели в кинозале «Трамвай желание», а другие созерцали хрустальную люстру, сидя на балконах второго яруса, и наслаждались «Песнями спектаклей прошлых лет».
Поющие актеры «Маяковки» возникали буквально под потолком и звучали по-особенному, по-разному, пробивая зрителей то на слезу, то на крики «Браво!». Каждая песня сопровождалась «титрами», а за ними шли «вечно живые» фотографии со спектаклями, которых уже нет. Но есть актеры, которые помнят.
Галина Анисимова, например, уже 60 лет играет в «Маяковке». Она-то знает, почему при Николае Охлокове актеры всегда были подтянуты, а актрисы весили не более 60 кг. И помнит знаменитый крик худрука Андрея Гончарова, который выгнал из театра 34 режиссера и голосил на репетициях так, что хоть «святых выноси».
Своими воспоминаниями Галина Анисимова охотно и запросто поделилась с гостями Юбилея-OFF – причем в кабинете того самого Охлопкова и Гончарова.
Куратор юбилейной программы Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев постарались, чтобы в театре в этот день все чувствовали себя, как дома, и радовались, как дети. Собственно это и происходило с каждым, кто поднимался на сцену и катался на главном театральном «аттракционе» дня. Приглушенный свет в зрительном зале, яркий свет софитов над головой, музыка из спектакля «Таланты и поклонники» – и поворотный круг сцены поехал. «Гвоздем программы» Юбилея-OFF стала документальная драма «Девятьподесять» – девяностолетняя история «Маяковки» в лицах, от Мейерхольда до Карбаускиса.
Спектакль потом долго и много обсуждали, и те, кто на юбилей не попал, и те, кто провел здесь весь воскресеный день. Судя по числу набежавших поклонников и живому интересу к любому здешнему событию, ребрендинг Театра Маяковского завершился победоносно.