IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича
В последние годы зарубежных оркестров стало приезжать в столицу непривычно много, причем — самых разных. Причин этого — несколько. Во-первых, в этом направлении заметно активизировала свою деятельность Московская филармония.
Во-вторых, в опускается.
Признаться, посещая в этом году концерты поистине впечатляющего парада оркестров, особенно, когда они проходили на сцене Колонного зала Дома союзов, я никак не мог отделаться от мысли, что чудесным образом вдруг досрочно наступил июнь, а я словно присутствую на Фестивале симфонических оркестров мира.
А между тем у сего музыкального форума (восьмого по счету), который должен состояться в Москве с 1 по 12 июня, уже при объявленной программе стали возникать непредвиденные трудности государственного финансирования, так что гамлетовский вопрос «быть или не быть?» актуален для него как никогда.
Расценив сам факт проведения нынешней «Недели Ростроповича в Москве» как добрый знак неустанного энтузиазма, творческого поиска и согревающего душу оптимизма, всем нам только и остается надеяться на то, что весьма драматичная ситуация с Фестивалем симфонических оркестров мира всё же разрешится ответом «быть»…
А пока что перелистаем страницы IV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, который стартовал в Москве 27 марта: по сложившейся традиции его начало всегда совпадает с днем рождения маэстро. Несмотря на свою московскую прописку, выездная сессия одного из мероприятий фестиваля состоялась и в Петербурге. За семь дней фестиваль, прошедший в режиме нон-стоп, менял залы, исполнителей и публику, но неизменным оставалось одно – высоко поднятая планка его художественного уровня.
Искусство, как известно, отражает жизнь, но в искусстве, как правило, всё не так, как в жизни. Постигнуть человеческую природу как таковую сложно, но, в принципе, можно. Проникнуть же в тайны искусства и творчества, подаренного человечеству незаурядными личностями, практически невозможно.
Несомненно, что к таким персоналиям в мире музыки относятся имена Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Именно поэтому сама идея фестиваля памяти выдающегося исполнителя и дирижера возникла легко и естественно. Прекрасная фестивальная инициатива Фонда Ростроповича сегодня настолько вросла корнями в музыкальную жизнь Москвы, что представить ее без этого просто уже невозможно. Особенностью нынешнего праздника музыки является, то, что он впервые проходит без Галины Вишневской: на этот раз его специальное посвящение адресовано памяти великой русской певицы.
Априори у нынешнего фестиваля намечались два фаворита – Симфонический оркестр Баварского радио во главе с латышом Марисом Янсонсом и Королевский филармонический оркестр во главе со швейцарцем Шарлем Дютуа. Ожидания стали явью, ведь оба дирижера, являющиеся художественными руководителями этих всемирно известных коллективов, сами не менее известны как личности яркие, неординарные.
Но правда и то, что интеллектуально мощный залп подлинного музыкального мастерства, вызванный исполнением «Реквиема» Верди на открытии фестиваля в Большом зале консерватории, заставил явных фаворитов слегка «расступиться».
Конечно, ощутимое «проседание» впечатлений было связано с приглашенными певцами-солистами, но в целом оркестр и хор Болонской оперы под управлением итальянца Микеле Мариотти, молодого и весьма перспективного главного дирижера этого театра, своей захватывающей и по-настоящему живой интерпретацией однозначно смогли затмить то дежурно-рутинное исполнение сего опуса, которое Москве довелось услышать на последних гастролях миланского театра «Ла Скала», когда за дирижерским пультом стоял маэстро Баренбойм.
Сопрано Татьяна Сержан, весьма востребованная сейчас на Западе, буквально на лету заменила заболевшую знаменитую итальянку Барбару Фриттоли, выступив вполне достойно. Подобная ситуация наблюдалась и с итальянскими певцами – меццо-сопрано Вероникой Симеони и басом Риккардо Дзанеллато, которые де-факто предстали скорее скрытыми сопрано и баритоном. Увереннее и профессиональнее всех солистов вокальную марку держал лишь тенор из Венесуэлы Акилес Мачадо, если не считать подозрительной интонации.
В количественном отношении фестивальный вклад баварских «симфоников» оказался самым весомым: две разные программы в Москве (Большой зал консерватории) и одна комбинированная в Санкт-Петербурге (Большой зал филармонии).
Наш интернет-портал уже публиковал исчерпывающий отчёт Татьяны Елагиной на московские выступления подопечных Янсонса – к нему и отсылаем наших читателей.
На сцене Колонного зала Дома союзов королевские «филармоники», пожалуй, всё же слегка «усыпили» исполнением цикла «Моя матушка-гусыня» Равеля, но зато и «Фонтаны Рима» Респиги, и «Море» Дебюсси, и, в особенности, Пятый фортепианный концерт Сен-Санса, в котором блестяще солировал пианист-виртуоз из Великобритании Стивен Хаф, стали экспрессивно красочными и необычайно яркими картинками разнопланового симфонизма.
Вспоминаются два концерта Королевского филармонического оркестра на Фестивале симфонических оркестров мира в Москве в , когда он находился за дирижерским пультом Дрезденского филармонического оркестра. будет продолжаться и развиваться, обогащаясь всё новыми впечатлениями и открытиями. Будет ли в ней по-прежнему превалировать ставка на оркестры, покажет время. Но если так продолжится и впредь, этому можно будет только порадоваться, ведь симфонических оркестров – хороших и разных – много никогда не бывает.
И московская публика, несомненно, оценит это по достоинству!