Иван Иванович ссорится
«Иваны» Андрея Могучего по мотивам повести Н. Гоголя в Александринском театре Татьяна ТРОЯНСКАЯ, «Эхо Петербурга» Язык театра не меняется на протяжении всей его истории. Школы, системы, режиссерское видение и манера актерской игры – все совместимо. Недавняя премьера Александринского театра, спектакль «Иваны», – яркое тому подтверждение. Андрей Могучий – режиссер-реформатор и экспериментатор – поставил классику на сцене бывшего императорского театра.
Главные роли в спектакле сыграли корифеи Александринки – Николай Мартон и Виктор Смирнов. После «Иванов» актеры-классики могут смело называться актерами нашего времени, а Могучий – смело браться за работу в любом, даже самом академическом театре.
Спектакль «Иваны» – это история ссоры двух тезок. В основе – классическое произведение Николая Гоголя, рассказывающее о том, как из-за пустяка рухнула дружба Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Именно поссорился – замечание существенное, поскольку многие, не слишком задумываясь, ее называют «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Для Андрея Могучего разница в глаголах – принципиальная. Провокатором ссоры может быть только один человек, а последствия сказываются уже на двоих, а и то и на большем количестве людей и событий.
«Взирай с прилежанием, тленный человече, яко век твой приходит и смерть недалече» – лейтмотив спектакля «Иваны». Фраза русского писателя и церковного деятеля Стефана Фаворского повторяется в течение действия неоднократно. Ее – в качестве рефрена – предложил композитор Александр Маноцков драматургу Денису Ширко, который писал для театра сценическую версию по произведениям Гоголя.
Миргород, разместившийся прямо на сцене Александринского театра, – у Андрея Могучего получился петербуржским – видимо, сказалось соседство театра с Невским проспектом. Да и царская ложа бывшего императорского в качестве задника спектакля – далеко не малороссийский символ.
Художник Александр Шишкин придумал деревянный Миргород, в котором нашлось место даже для живой, натуральной лошади и огромного рояля. А композитор Маноцков наполнил город звуками: полноправные участники спектакля – его вокальный ансамбль «Элеон». Никаких фонограмм, все живое: принцип, который исповедует худрук Александринки Валерий Фокин.
О спектакле
Александр МАНОЦКОВ, композитор:
«Для меня смысл этого спектакля в том, что есть непоправимые вещи. И они непоправимы в космическом смысле, потому что для Бога каждый человек не менее ценен, чем весь мир. Эти непоправимые вещи могут случиться в любой момент, и нам важно понимать, что если гибнет любовь между двумя – гибнет любовь между одной половиной мира и другой половиной мира. И это космическая катастрофа. Мне кажется, нам удалось об этом говорить не проповедническим и скучным языком, что было бы ужасно.
И нам удалось, мне кажется, создать художественную форму, которая, если думать о ней задним числом, приводит к таким выводам».
Валерий ФОКИН, художественный руководитель Александринского театра :
«Я доволен спектаклем. Мне кажется, что эту постановку можно назвать экспериментом даже в большей степени для Андрея Могучего. Впервые я вижу в его постановке такие длинные сцены, когда артисты просто играют.
Что меня очень радует, потому что Андрей не просто к ним повернулся, он получает удовольствие от того, что работает с этими артистами. При всем радикализме, который там присутствует в «Иванах», а он и не мог не присутствовать у Могучего, я считаю, что этот спектакль не противоречит основной линии Александринского театра – работа с классикой».
Николай МАРТОН, исполнитель роли Ивана Ивановича:
«Эта повесть очень близка мне, потому что я по национальности украинец. Родился на Украине, вырос там. Украинский язык, песни – все это очень мне близко. И потом, работа с Могучим (это уже вторая наша встреча с ним, до этого был «Петербург» Андрея Белого в Михайловском замке) позволила мне по-другому посмотреть на это произведение. Мой герой – Иван Иванович – оказывается задирой, ведь это он спровоцировал ссору.
Это же надо, какая страсть, какое желание иметь это ружье! И какая обидчивость… Вот у меня лично в характере такого нет. Хотя много общего можно найти с моим героем. И впоследствии-то он понимает, что совершил ошибку, причинил боль своему другу, да и всему Миргороду.
Вот так, из-за глупости, из-за самолюбия, из-за ничтожного пустяка можно испортить себе жизнь. Да что там жизнь! Из-за этого начинаются войны и страдают миллионы людей.
Вот эта – главная, на мой взгляд, мысль нашего спектакля».