Из акул в ангелы
Главным театральным событием февраля стал «Открытый урок» мастерской Льва Додина Ольга ЕГОШИНА, Михаил ГУТЕРМАН (фото) В своем интервью глянцевому журналу популярная актриса сериалов рассказывает, что ее образование ограничилось трехмесячными курсами театрального искусства. И, глядя на ее игру, веришь, что так оно и было. И, кажется, большинство ее коллег тоже тремя образовательными месяцами и ограничились. Бог с ними с сериальными звездочками, но и в театральном зале часто возникает удивление: откуда на сцену вышли эти явно профнепригодные люди с кашей во рту, с тяжелым телом и полным неумением выстроить себе внятный рисунок роли? Резкое снижение уровня театрального образования стало проблемой номер один в нашем театре.
Если перефразировать чеховского героя, то можно сказать, что ситуация сложилась такая, что «большие дарования у нас, слава богу, есть, но уровень среднего актера стал катастрофически ниже». Становится понятным, что «игра на понижение», если ее не прекратить, станет необратимой. Характерно, что решением Президента из десяти театральных грантов – пять отданы ведущим театральным вузам страны.
Центр Мейерхольда объявил об открытии новой программы «Школа». Первой акцией программы стал «Открытый урок» мастерской Льва Додина. И количество желающих попасть на показ отрывков из учебных занятий студентов 4-го курса был сам по себе знаменателен.
Зал брали штурмом. Были заполнены все места, в том числе и неудобные, с которых можно было только слышать, но не видеть происходящее.
Безусловно, главным манком было само имя Льва Додина, но и добавочным интересом были постоянно циркулирующие в театральной среде рассказы об особом и отдельном существовании этой театральной мастерской. В период, когда студенческие спектакли сплошь и рядом входят в репертуар вполне солидных театров, «додинцы» к себе пускают весьма изборочно. Посмотрев экзамен по сценречи, где они готовили «Евгения Онегина», готова присягнуть, что любой театр за честь бы почел иметь такой спектакль в репертуаре. Но, как заведено, экзамены показывают кафедре, а потом желающим и жаждущим студентам ЛГИТМиКа. А потом продолжают работать дальше.
Что делать: планка требовательности высока почти запредельно.
В этой мастерской студентов готовят к профессии, как космонавтов к полету. Из 4 тысяч желающих были отобраны 29 человек, из них двенадцать не выдержали перегрузок. Ушедших можно понять: каково это день за днем учиться с 9 утра до 23.45 вечера (в 24.00 в Петербурге закрывают метро).
Но выясняется, что если работать по пятнадцать часов в сутки, то за три с половиной года можно научиться элементам классического балета, современному танцу, цирковой акробатике. Можно научиться петь классическую музыку с листа, овладеть саксофоном, флейтой, контрабасом (на курсе есть занятие «духовой музыкой»). Додину часто задают вопросы, почему в свой Малый Драматический Театр – Театр Европы он предпочитает брать только выпускников своей мастерской.
После просмотра уроков ответ становится очевидным: остальные не вытянут.
[%5274%]Так, к занятиям сценической речью – петербургский мистер Хиггинс – профессор Валерий Галендеев провокационно пригласил всех желающих. Но рискнувшие выпускники и студенты столицы быстро сошли с дистанции. Повторять в странном ритме абракадабру, звучащую как заклинание, – можно только после ежедневных тренировок.
Студенты мастерской продемонстрировали столице умение быть слышными из любого положения, – стоя, лежа, на руках, с партнершей на спине, в акробатическом прыжке.
Но сами эти впечатляющие умения, по словам Додина, нужны не сами по себе, а лишь как способ «размять тело актера и его голосовой аппарат, сделать их гибкими, послушными, способными к любому усилию». Не умение петь или кувыркаться – главное для актера (хотя сами по себе навыки вполне не лишние). Но ежедневным тренингом воспитывается готовность к самым неожиданным предложениям, когда слова «невозможно» просто не существует. Так, когда-то Додин предложил на выпускном спектакле Петру Семаку петь, спускаясь на руках по лестнице, – так родился номер «Андриано Челентано» в спектакле «Все эти звезды». Ирине Тычининой и Сергею Курышеву было предложено овладеть саксофоном для спектакля «Пьеса без названия».
А в «Московском хоре» все занятые артисты запели «Стабат матер».
Нынешний додинский курс уже третий год готовится к воплощению романа «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Осваивают большой круг литературы от Шаламова до Солженицына. Недавно побывали в Освенциме и слетали в норильские лагеря ГУЛАГа, изучают быт, моду, танцы того времени.
Как поясняет сам Лев Додин, неизвестно, что войдет в спектакль, но знания и не бывают лишними – все пригодится и все откликнется.
Не знаю, увлекался ли Лев Додин культовым романом Германа Мелвила «Моби Диком», но, кажется, в своей педагогической работе он прямо следует максиме, провозглашенной одним из его героев, шепелявящим девяностолетним негром-коком, который, обратясь с проповедью к акулам, сформулировал: «вы должны подчинять себе свою природу, вот в чем соль. Ясное дело, вы – акулы, но победите акул в себе, да вы сразу станете ангелами, ибо всякий ангел – это всего лишь побежденная как следует акула».