«Як до мене Якiв приходив…»
В Театре имени Маяковского репетируют Гоголя Виктор БОРЗЕНКО, Анатолий МОРКОВКИН (фото) – У меня нет ружья, – говорит Игорь Костолевский.
– Такая интонация не годится, надо играть проще, – просит режиссер.
– Да куда ж еще проще? – удивляется Костолевский. И повторяет, по-детски растягивая: «А у меня не-е-е-ет ружья». Коллеги по сцене улыбаются.
– Соберитесь, давайте этот эпизод еще раз, – командует режиссер. Музыка.
В театре имени Маяковского завершились репетиции спектакля «Как поссорились…» по мотивам повести Гоголя «О том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссер Сергей Арцибашев занял в постановке весь звездный состав. В одном варианте играют Александр Лазарев, Игорь Кашинцев, Светлана Немоляева, Рамзес Джабраилов; в другом – Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Галина Анисимова, Геннадий Чулков и многие другие.
До премьеры остается чуть больше недели. Сергей Арцибашев расхаживает по залу с видом военного начальника.
– Играем первый акт от начала до конца, – командует он. В зале гаснет свет. Режиссер закуривает. К нему на режиссерский столик ставят большую чашку чая.
Удар гонга – как на боксерском ринге, и на сцене появляется Иван Иванович Перерепенко (герой Игоря Костолевского).
Красочный украинский пейзаж. Лето. Под ногами разбросаны яблоки, дыни, тыквы, перец и вальяжно бродят гуси. По двору не менее вальяжно после утренней охоты расхаживает Иван Иванович.
И только высокий до неба плетень выглядит угрожающе. На нем развешены глиняные горшки, которые, если сорвутся, точно пришибут.
Хрестоматийный сюжет, известный со школьной скамьи, в Театре Маяковского решили подать без каких-либо постмодернистских трактовок. Главное – поэтика Гоголя, украинские песни и малороссийская речь…
Иван Иванович просит у соседа Ивана Никифоровича (артист Михаил Филиппов) ружье:
– Вы барин, вам на охоту не нужно. Отдайте его мне.
– Помилуйте, отдать вам ружье? – возражает герой Филиппова.
Арцибашев вскакивает на сцену:
– Меньше интриг, – просит он. – Это беседа двух друзей. Говорите проще: мол, оставим этот разговор, триста лет ружье висело в чулане и пусть висит с богом. Не напирайте.
С утра жара. Иван Иванович пригласил вас на дыню и к слову завел речь о ружье.
Герой Михаила Филиппова продолжает:
– Я вдовец и на охоту не хожу. Даже не помню, когда в последний раз держал ружье.
Арцибашев обращается к Костолевскому:
– Игорь Матвеевич, а вы смотрите на него так: мол, закладывай, закладывай, я все равно заставлю тебя подарить мне ружье.
Арцибашев репетирует, как учила в ГИТИСе Мария Кнебель, знаменитая хранительница системы Станиславского. Он не любит нарушать атмосферу рождающегося спектакля и часто делает замечания не в микрофон, а на ухо одному из артистов. Или может подсказать одно слово, которое отражает главный смысл эпизода.
В одной из сцен герой Игоря Костолевского падает. Репетируют, Костолевский спотыкается и ударяется головой.
– Игорь Матвеевич, принести вам водички? – вмешивается одна из актрис.
– Да что мне водичка, когда меня Иван Никифорович так огорчил!
Репетиции спектакля проходили каждый день по нескольку часов. От усталости Городничий (Геннадий Чулков) оговорился:
– Я не могу понять, если два таких славных мужа поругались… Что же сталось с их творчеством?
В зале хохот. Арцибашев поправляет:
– Не с творчеством, а с товариществом.
В самые драматичные моменты звучат украинские песни, которые голосисто исполняют все занятые в спектакле актрисы.
– Есть одна песня хорошая, – задумчиво произносит Иван Иванович. – Запевай, Гапка.
И Гапка поет: «Як до мене Якiв приходив, Коробочку ракiв приносив…»
Что было дальше – узнаем на премьере.