«Як до мене Якiв приходив…»

В Театре имени Маяковского репетируют Гоголя Виктор БОРЗЕНКО, Анатолий МОРКОВКИН (фото)   – У меня нет ружья, – говорит Игорь Костолевский.

– Такая интонация не годится, надо играть проще, – просит режиссер.

– Да куда ж еще проще? – удивляется Костолевский. И повторяет, по-детски растягивая: «А у меня не-е-е-ет ружья». Коллеги по сцене улыбаются.

– Соберитесь, давайте этот эпизод еще раз, – командует режиссер. Музыка.

В театре имени Маяковского завершились репетиции спектакля «Как поссорились…» по мотивам повести Гоголя «О том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссер Сергей Арцибашев занял в постановке весь звездный состав. В одном варианте играют Александр Лазарев, Игорь Кашинцев, Светлана Немоляева, Рамзес Джабраилов; в другом – Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Галина Анисимова, Геннадий Чулков и многие другие.

До премьеры остается чуть больше недели. Сергей Арцибашев расхаживает по залу с видом военного начальника.

– Играем первый акт от начала до конца, – командует он. В зале гаснет свет. Режиссер закуривает. К нему на режиссерский столик ставят большую чашку чая.

Удар гонга – как на боксерском ринге, и на сцене появляется Иван Иванович Перерепенко (герой Игоря Костолевского).

Красочный украинский пейзаж. Лето. Под ногами разбросаны яблоки, дыни, тыквы, перец и вальяжно бродят гуси. По двору не менее вальяжно после утренней охоты расхаживает Иван Иванович.

И только высокий до неба плетень выглядит угрожающе. На нем развешены глиняные горшки, которые, если сорвутся, точно пришибут.

Хрестоматийный сюжет, известный со школьной скамьи, в Театре Маяковского решили подать без каких-либо постмодернистских трактовок. Главное – поэтика Гоголя, украинские песни и малороссийская речь…

Иван Иванович просит у соседа Ивана Никифоровича (артист Михаил Филиппов) ружье:

– Вы барин, вам на охоту не нужно. Отдайте его мне.

– Помилуйте, отдать вам ружье? – возражает герой Филиппова.

Арцибашев вскакивает на сцену:

– Меньше интриг, – просит он. – Это беседа двух друзей. Говорите проще: мол, оставим этот разговор, триста лет ружье висело в чулане и пусть висит с богом. Не напирайте.

С утра жара. Иван Иванович пригласил вас на дыню и к слову завел речь о ружье.

Герой Михаила Филиппова продолжает:

– Я вдовец и на охоту не хожу. Даже не помню, когда в последний раз держал ружье.

Арцибашев обращается к Костолевскому:

– Игорь Матвеевич, а вы смотрите на него так: мол, закладывай, закладывай, я все равно заставлю тебя подарить мне ружье.

Арцибашев репетирует, как учила в ГИТИСе Мария Кнебель, знаменитая хранительница системы Станиславского. Он не любит нарушать атмосферу рождающегося спектакля и часто делает замечания не в микрофон, а на ухо одному из артистов. Или может подсказать одно слово, которое отражает главный смысл эпизода.

В одной из сцен герой Игоря Костолевского падает. Репетируют, Костолевский спотыкается и ударяется головой.

– Игорь Матвеевич, принести вам водички? – вмешивается одна из актрис.

– Да что мне водичка, когда меня Иван Никифорович так огорчил!

Репетиции спектакля проходили каждый день по нескольку часов. От усталости Городничий (Геннадий Чулков) оговорился:

– Я не могу понять, если два таких славных мужа поругались… Что же сталось с их творчеством?

В зале хохот. Арцибашев поправляет:

– Не с творчеством, а с товариществом.

В самые драматичные моменты звучат украинские песни, которые голосисто исполняют все занятые в спектакле актрисы.

– Есть одна песня хорошая, – задумчиво произносит Иван Иванович. – Запевай, Гапка.

И Гапка поет: «Як до мене Якiв приходив, Коробочку ракiв приносив…»

Что было дальше – узнаем на премьере.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *