Эффект Баргмана
Марина ЗАБОЛОТНЯЯ Если бы все полученные награды и премии 40-летний Александр Баргман вдруг повесил себе на грудь, ему бы позавидовал сам Брежнев. Церемония награждения номинантов высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» заставила думать о возможном появлении этого имени в Книге рекордов Гиннесса. Москва хорошо знает А. Баргмана. Он четырежды номинант «Золотой маски».
Снялся в «Полторы комнаты и окрестности». Его голосом говорит по-русски Джек Воробей, то есть Джонни Депп. И не только. Баргман сыграл Бога в «Бытии-2» И. Вырыпаева в Театре.doc.
Этот спектакль получил главный приз на фестивале Новой драмы.
В 22 года Баргман уже получил премию «Актер года» за роль Клавдия в «Гамлете» Александринского театра (Гертруду играла Нина Ургант). В 30 лет он лауреат Государственной премии РФ.
А.Б.: «Мама подогрела и взрастила во мне манкость успеха. По профессии журналист, она работала в газете «Коммунист Таджикистана», в отделе культуры, а на таджикском ТВ вела программу «Спокойной ночи, малыши». Читала детям на ночь сказки. Я смотрел ее по телевизору и ждал возвращения домой. Постепенно стал всех пародировать: Льва Лещенко, Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитишну, Райкина.
И это уже было неостановимо».
Он артист современный. Хорош как на длинных дистанциях психологического театра, так и на коротких – эстрадного зрелища.
А.Б.: «Ничего никуда не исчезает вообще. Любая интересная роль – будь то Ричард, Макбет или Дон Жуан – в руках классного режиссера полезна. А разрушает ли эта роль личность или не разрушает – зависит от актера.
Нет такого закона, что отрицательная роль разрушает, а положительная созидает и облагораживает. В любой отрицательной роли можно найти неимоверную пользу и личностную созидательность».
Абсолютно неожиданным предстал перед нами артист в «Сиротливом Западе» М. Макдонаха на сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
Спектакль стал отражением сегодняшней жизни с ее чудовищной выхолощенностью и жестоким жлобством, безверием и неумением любить, с пугающим и тревожным осознанием нарушенного мирового равновесия.
Театральные истории Баргмана множатся, усугубляются жизненными оттенками, проецируются на жизнь. Два харизматичных героя, сыгранные Баргманом в постановках Александра Морфова (Театр им. В.Ф. Комиссаржевской) – «Дон Жуан» и «Ваал», бесспорно, повлияли на его художественное самочувствие.
Феномен театральности, умение переходить из одной реальности в иную интересует теперь уже Баргмана-режиссера.
«Такой театр», который он сочинил с друзьями десять лет назад, начинался с пародий. Сегодня театр развернулся в сторону серьезных авторских проектов. Теперь эта тема раскрывается глубоко и мучительно на основе библейской истории о братоубийце в спектакле «Каин».
Теперь они захотели докопаться до истины в вопросах природы творчества.
О театре, и только о нем. Так, наверное, можно сформулировать, лейттему жизни Александра Баргмана.