Экзамен сдает Мастер
Андреев и его ученики на одной сцене «Люди и премьеры» с Александром Мягченковым Это было 35 лет назад. В составе группы студентов ГИТИСа я поехал на стажировку в театральную школу Германии. В Лейпциге неожиданно оказалось холодно. Отправились на экскурсию, я в тонкой куртке, продрог весь.
И тогда наш мастер Владимир Алексеевич Андреев снял свою дубленку и надел на меня. Конечно, я отказывался, но он был непреклонен: «Бери. А то еще заболеешь.
Артист должен быть здоровым». Казалось бы, простой факт, но отчего-то именно он вспоминается мне все эти годы, когда я вдруг встречаюсь с Андреевым…
Учебный театр ГИТИСа. Толпа у окошка администратора. Пытаемся прорваться, но плотное кольцо безбилетных зрителей предупреждает: «И не надейтесь!» В фойе весь цвет театральной Москвы, студенты, актеры, режиссеры, педагоги РАТИ. Идею спектакля «Перед заходом солнца» предложил сам Владимир Андреев – выйти на сцену с выпускниками разных лет. Уникальный проект – «Мастер и его ученики».
А как по-другому сохранять традиции великого русского театра?
Звучит легкий джаз. На сцене – праздничная суета. Короткий диалог нескольких действующих лиц, и под гром аплодисментов выходит Андреев. Белоснежный костюм оттеняет седые виски. Его герой – тайный советник Маттиас Клаузен.
Ему–70. Состоявшийся. Мудрый.
С чувством собственного достоинства. Рядом с ним девушка – дочь обедневших родителей. Кто пригласил ее?
Неужели сам хозяин? Да он испытывает к ней нежные чувства?! Седина в бороду – бес в ребро. Скандал.
Позор. Такая разница в возрасте: семьдесят и двадцать. Богатый и нищенка. Под угрозой и репутация семейства, и немалое наследство…
В антракте зашли за кулисы. Владимир Алексеевич говорит, что много лет мечтал об этой роли. Хотел сыграть тему одиночества среди родных людей.
Вспомнил Набокова: одиночество, как положение, исправлению подлежит, а вот одиночество, как состояние душевное, неизлечимо. В ответ на наш вопрос, почему дрожит перед выходом на сцену, как студент, рассказывает историю: «Моя первая учительница Варвара Николаевна Рыжова пригласила меня, 16-летнего мальчика, к себе на спектакль. Вхожу. Она крестится у иконки.
Я ей говорю: «Вы… волнуетесь? Варвара Николаевна, неужели вы волнуетесь?» – «Всю жизнь, батюшка! Всю жизнь волнуюсь и буду волноваться! Иначе и на сцену выходить не имеешь права!»
Вообще, в Андрееве, народном артисте СССР, лауреате Государственных премий РФ, профессоре, художественном руководителе театра им. Ермоловой, поражает умение общаться с любым на равных. Восхищаться своими студентами. Не испугаться выйти с учениками на одну сцену – глаза в глаза. Он говорит о том, что учить актерской профессии – это учить жизни.
И мечтает называться актерским режиссером. В конце спектакля «Перед заходом солнца» герой Андреева уходит из жизни. Но запоминается не трагедийный финал.
Врезаются моменты, когда 79-летний Андреев одним движением (!) раскидывает дубовые столы на сцене в разные стороны. Когда твердит заклинание: «Я никому не позволю погасить свет моей жизни…»
Почему люди жестоки друг к другу? Почему жизнь оказывается чередой иллюзий? Почему в семьдесят лет нельзя любить так, как в двадцать? Вопросы, ответить на которые собрались актеры разных поколений и разных театров.
Алексей Шейнин, Наталья Кузнецова, Екатерина Николаева, Елена Папанова, Екатерина Кузнецова, Николай Токарев, Екатерина Попова… Выпускники с 1973 по 2008-й… На балконе – новые студенты Андреева. Первокурсники. Говорят, они уже подходили к Мастеру и спрашивали: «А нам можно сыграть?
Поучиться?» Учитель – это ведь не тот, кто учит. Учитель – это тот, у кого хотят учиться.