Юбилей Детского музыкального театра Зазеркалье
театр «Зазеркалье»
Александр Васильевич Петров
художественный руководитель
Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»,
заслуженный деятель искусств России,
профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства
31 октября отмечает 60-летний юбилей
Свое 60-летие Александр Васильевич Петров отпразднует 1 ноября в Эрмитажном театре. Его ждут сердечные поздравления (разумеется, в творческой форме!) от коллег – петербургских артистов и музыкантов. А самому юбиляру и всем его гостям в этот вечер Детский музыкальный театр «Зазеркалье» подарит немало театрально-музыкальных сюрпризов.
Да и сам театр, и его художественный руководитель Александр Петров в последнее время приятными сюрпризами не обделены! Только минувший сезон принёс «Зазеркалью» две «Золотые маски» (в том числе за лучший оперный спектакль) и Премию Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2008 год за спектакль «Золушка». Продолжая осваивать редко исполняемые (и трудно исполнимые!) оперы Дж.
Россини, вслед за «Золушкой» театр в этом сезоне представит публике еще один шедевр – блестящую комическую оперу «Итальянка в Алжире», которая никогда не ставилась в российских театрах.
Вот уже 23-й сезон «Зазеркалье» во главе с создателем театра Александром Петровым продолжает радовать петербургских зрителей всех возрастов. Почти четверть века! Сегодня сюда приходят со своими детьми те, кто когда-то, более 20 лет назад, начали посещать «Зазеркалье» в самом юном возрасте. Но едва ли кому-то в голову придет сказать, что творческая программа театра выдохлась, обаяние спектаклей померкло, дух творческого поиска иссяк.
И цифра «шестьдесят» применительно к возрасту Александра Петрова означает исключительно позитивное: зрелость и силу таланта, богатство и интенсивность поисков, молодость, живость и мудрость сердца.
«Художнику столько лет, сколько лет ему в душе. Мне по-прежнему лет пятнадцать: я себя ощущаю в этом возрасте. Мною движут азарт, чувство времени, нежелание слепо следовать за модой, стремление отстаивать свои ценности. И любовь, конечно», – такими чувствами поделился А.В.
Петров в июне 2009 г. на страницах журнала «Собака.ру» в качестве номинанта ежегодной премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга».
А вот что думает о юбиляре драматург Евгений Фридман, автор либретто одного из популярнейших спектаклей театра «Зазеркалье» – городской мистерии «Страсти по Каштанке»:
«Мое отношение к современному оперному действу во многом сформировалось под воздействием эстетики театра Петрова. Я бы назвал ее «опера с человеческим лицом»… После спектаклей Петрова зрителю непросто адаптироваться к оперным постановкам с традиционным оснащением. Да, декорации, костюмы там могут быть красивыми и дорогими, прекрасно звучать оркестр, исполняться арии, а зрителю скучно.
Певцы чувствуют себя в своей тарелке лишь тогда, когда поют. Как только замолкают, они мебель… Зазеркальские актеры (а они по преимуществу бывшие студенты Александра Васильевича) могут всё. На первом курсе они сольфеджируют партиты Баха, сопровождая каждую ноту соответствующими поставленной задаче мимикой и жестом. У него на курсе будущие солисты в операх Моцарта, Доницетти, Гершвина, Стравинского, Банщикова проходят жесткий тренинг сцендвижения, танца, актерского мастерства в не меньшем объеме, чем студенты отделения «Актер драмы». Повторяю, они могут всё!..
С ним всегда интересно и полезно молодым. Он фанат работы, фанат формы. Каждый спектакль Петрова, начиная с самых ранних постановок, стилистически выстроен.
Независимо от того, предназначен он детям или взрослым… Вряд ли в России есть музыкальный театр, который ставит столько современных произведений, как «Зазеркалье». И вовсе нет музыкальных детских театров, участвующих наравне с оперными грандами и побеждающих в борьбе за престижные премии, подобно «Зазеркалью»…»
Достаточно увидеть хотя бы один спектакль театра «Зазеркалье», чтобы навсегда проститься со старым, неистребимо живучим стереотипом: опера – это где поют, а театр – где играют… В одном из давних интервью Александр Петров сказал об этом так: «…У нас – театр, где поют, играя. В свое время нам удалось преодолеть у певцов эту идиосинкразию к театру, и сейчас у нас работают очень яркие вокалисты, обладающие богатым комплексом сценических возможностей. Не случайно Стас Костюшкин, уйдя из нашего театра в шоу-бизнес, сразу выиграл на эстрадной сцене, выгодно отличаясь от всех прочих: он пришел туда уже абсолютно раскрепощенным театральным артистом.
Или — Евгений Акимов, который, на мой взгляд, представляет собой большую редкость: он обладает полным теноровым диапазоном, а как артисту ему равно подвластны и лирический репертуар, и остро комический, и гротескный. И для него нет проблем, петь лежа, или стоя на руке, или вися, спрыгнув, перевернувшись… Условия почти цирковые! Я уже не говорю о таких асах, работающих у нас, как Елена Терновая, которая способна перевоплощаться во всё — от ультра лирических героинь до острохарактерных старух — и делать это талантливо, неожиданно… Или Юрий Давиденко, который также будучи очень разносторонним артистом, способен вызывать слезы у зрителей и в то же время быть неподражаемым комиком…»
По мысли Александра Петрова, само название театра «Зазеркалье» обещает особую художественную реальность: «Наш театр — оттуда, из этого чуда превращения, где главное — тяга к сочинению таинственного праздника, мистерии, где любой самый обыденный предмет готов обернуться загадкой… Мне кажется, суть нашего театра в том, чтобы в каждом спектакле для зрителя оживало это ощущение таинства: тронешь шкатулку, а она волшебная, открывается и — начинает звучать, петь, играть… Нам именно это интересно — как возможность вглядываться в самих себя, открывать что-то неожиданное в себе. Не случайно (мы уже давно это заметили) как только мы ставим спектакль специально для детей — он проваливается; как только для самих себя — он выигрывает, ибо мы в нем говорим о вещах, лично нам необходимых и близких. Восходя от чуда, от таинства, мы приходим к тому, что большего таинства, чем человеческая любовь, на свете нет…»