Юбиляр юбилею только помеха
Ольга ЕГОШИНА Фото: Анатолий Морковкин Раскручивающийся маховик порождения идиотизмов на государственном уровне с каждым днем все набирает обороты – от законодательных инициатив депутатов до решений чиновников. Очередные невообразимые проекты уже перестали быть предметом насмешек, но вчуже удивляться все равно не перестаешь. Скажем, только ленивый журналист, обсуждая закон об обязательном тендере в театральной сфере, не издевался над тем, что у нас любой театр, желая отпраздновать свой юбилей, должен объявить соревнование.
А вдруг соседи проведут чужой юбилей как-то покреативнее и попрогрессивнее?
Доиздевались. Игривая журналистская фантазия оделась в бетон чиновничьего решения. В начавшемся сезоне исполняется аккурат пятьдесят лет с того момента, когда Юрий Петрович Любимов вместе со своим выпускным курсом пришел в захудалый Театр Драмы и Комедии, который вскоре стал известен всему миру как Театр на Таганке.
Пятидесятилетний юбилей – прекрасная круглая полновесная дата, золотая свадьба режиссера и театра. Мэрия Москвы, расщедрившись, выделила под это дело своему комитету по культуре некую толику бюджетных денег.
И все бы хорошо, только «но» проклятое.
Не дожидаясь юбилейных фанфар, юбиляр хлопнул дверью и ушел из театра, приход в который все так радостно раскатались отмечать… Что делать! Бывает… Иногда и накануне золотой свадьбы супруги торжественно разводятся, да еще прилюдно наговорив друг другу много обидного и лишнего. Обычные люди, конечно, повздыхали бы об испорченном торжестве и отложили празднество по причине сложившихся обстоятельств.
Как праздновать чей-то судьбоносный приход, когда впору отмечать громогласный уход?! Но так бы поступили обычные люди.
Но как быть, если деньги выделены? Значит, их надо освоить! Как освоить? А тендер на что?
Найти в Москве желающих за небольшую сумму поставить чужой юбилей или отдать свою сцену под чужой юбилей – не вопрос! Только свистни. И возникнет, как лист перед травой, команда молодых лидеров, изучавшая историю Таганки на лекциях по истории театра и, похоже, мало что с этих лекций вынесшая.
Набегут руководители московских сцен, на которые никогда не ступала нога юбиляра, и предложат за опять же бюджетные деньги провести торжество у себя. Да и желающие создать буклет выйдут из-за угла, засучив рукава для пересчета средств…
Действительно, должен же комитет по культуре отчитаться перед начальством. Вы нам деньги выделили – вот печатная продукция перед вами, а вот список мероприятий и народных гуляний. А то, что юбиляр в своем юбилее участия не принимает, – так он сам так захотел и одобрил!
Как говорится, тендер выиграли другие люди. И все кругом довольны и даже в шоколаде… Если бы не одно но… Личность юбиляра.
Слухи о том, что Юрий Петрович лично горячо одобрил и набранную команду, и идеи праздновать преимущественно в местах, где он сам никогда не работал, ходили очень оживленные. И даже те, кому казалось, что праздновать юбилей без юбиляра – ноу-хау сомнительное, молчали из уважения к Мастеру. В конце концов, последний могиканин великого русского театра имеет право сам решать, как его судьбоносный приход праздновать. Хоть в Парке Горького с народными гуляниями.
Хоть устроив шоу слонов в Цирке.
Но тут великий и ужасный Юрий Петрович Любимов в очередной раз показал расстояние между Маэстро и крючкотворами, между тем, кто строил, и теми, кто пришел покататься. Дал наглядный урок того, как гроссмейстер умеет одним ходом изменить течение партии. Сделал ход, который от него не ожидал никто.
Мастер взял и… снял с репертуара Театра на Таганке все свои спектакли, поскольку идут они без режиссерского присмотра и не в надлежащем виде.
Так что сцена Таганки в одночасье осталась без всех постановок Мастера, что в юбилейный сезон выглядит прямо-таки обескураживающе. Оголившаяся до полного сиротливого неприличия афиша помимо яркого свидетельства отношения Мастера к юбилею еще и подразумевает, что в свой юбилейный год Таганке придется класть зубы на полку и лихорадочно ставить абы что и зарабатывать абы как…
Юрий Петрович, потерявший на снятии своих спектаклей более чем внушительные авторские, дал прекрасный и наглядный урок того, что есть вещи поважнее корысти, бюджетных денег и их растаскивания по норкам.
Не знаю, услышат ли его занятые финансовыми потоками чиновники и театральные деятели, одумаются ли. Но, по крайней мере, теперь уже не получится прятаться за широкую спину Мастера и делать вид, что отмечать юбилей без юбиляра – это в порядке вещей…
Что ж вы предлагаете – вообще не отмечать начало одного из главных театральных дел ХХ века? – спросит меня разъяренный чиновник. Ну, почему же. Предлагаю средства, выделенные из городского бюджета на юбилей, пустить не на заработки самых пронырливых, а потратить на благое дело поддержки лучших студентов и преподавателей столицы.
Пусть сам юбиляр их и определит… И, бог даст, из этой питательной среды родятся новые театры, как полвека назад возникла идея и команда Таганки.